Заратустра учение. Заратустра - это кто? Философский роман Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра"

Современные историки не сомневаются в существовании реального жреца и пророка Заратустры, или Заратуштры, а по-гречески Зороастра, несмотря на скудость информации об этой личности. Тут дело не только в упоминаниях о нем конкретных людей и реальных событиях, но и в той искренности, с которой написаны его обращения к Богу - сакральные стихи Авесты. Не важно, как на самом деле звали этого человека, но 17 гимнов, называемых "Гаты" ("Песнопения"), были созданы. Значит, их кто-то написал!

Вторая часть имени Заратуштра - уштра - означает "верблюд". Первая часть имени оказывается более многозначной: "желтый", "старый", "погоняющий". В таком случае Заратуштра можно перевести так - "обладающий старым верблюдом" или "тот, кто погоняет верблюдов". Нормальное крестьянское имя или?… В имени царя-покровителя Заратустры Виштаспа или отца пророка Пурушаспа содержится слово аспа - "лошадь". В Авесте перечислены имена, имеющие уничижительный оттенок: "Не-быстро-верблюдый", "Тоще-лошадный", "Тоще-быкий". По предположению некоторых ученых, такие "имена-обереги" давались детям намеренно, чтобы защитить их от злых духов.

Любителям всяческих изысков наверняка понравится гипотеза Анкетиля Дюперрона, который заменил слово "желтый" на "золотой", а во второй половине слова выделил не "верблюда - уштра", а корень - "Тиштрия". Так арийцы именовали звезду Сириус.

Согласно одной пехлевийской хронике, великий реформатор религии Древнего Ирана жил "за 258 лет до Искандара", то есть Александра Македонского, значит, время деятельности пророка зороастризма (маздеизма) падает на VII-VI века до нашей эры. Зороастрийцы вели летосчисление с момента передачи царской власти от персидского царя Дария III к Александру Великому, что произошло в 330 году до нашей эры. Простого действия арифметики достаточно, чтобы получить, казалось бы, более точную дату - 588 год до нашей эры. Не успокаивает даже тот факт, что время жизни Будды было вычислено таким же способом. Правда, исследователи отталкивались от событий, произошедших за какое-то количество лет до царствования Ашоки.

"Примем ли мы время жизни Заратуштры на основании свидетельства Аристотеля - за 6000 лет до Рождества Христова - или согласно более современному ученому Навроджи Фаридунджи (1817-1885 годы - индийский просветитель и реформатор) из Бомбея, который датирует его VI веком до Рождества Христова ("Tareekh-i-Zurtoshtee", или "Дискуссия об эпохе Зороастра"), - все являет тьму и противоречия, и каждое утверждение сталкивается с непреодолимыми фактами, - писала известная писательница и теософ Елена Блаватская. - Общество Рахнуман Маздайаснан Сабха, основанное в 1851 году с целью вернуть вере Зороастра ее первозданную чистоту, было не более удачливо в своих изысканиях".

Лингвистический анализ наиболее древней части Авесты - "Гаты", традиционно приписываемой Заратустре, относят время его проповеди к периоду между XII-X веками. Однако это тоже не приближает нас к решению вопроса его даты рождения. Все это предположения, и подтверждения этой гипотезе нет. Многие исследователи датируют сложение "Гат" первыми веками 1 тысячелетия до нашей эры. Французская энциклопедия Les maîtres spirituels ("Духовные учителя ") датами жизни реформатора называет - около 660-583 годов до нашей эры, а в качестве места рождения называют северо-восточный Иран. По другой версии (изложенной в "Гатах"), Заратустра происходил из восточноиранского небогатого рода Спитама. Однако в другом варианте говорится, что род Спитамы был очень богатый.

Локализация места создателя "Авесты", равно как и его происхождение, вызывает споры среди ученых. Считают его родиной и Россию, точнее сказать, территорию, которая нынче входит в состав Российской Федерации. И это не курьез - просто недоказуемый факт.

Возможно, будущий пророк родился в семье жреца. По одной легенде, Заратустра был сыном Пурушасты, четвертого человека, выжавшего священный сок растения и одновременно божества по имени Хаома, выполняющего также функцию мифологического древа жизни. Этот сок, будучи смешан с молоком, дарует бессмертие. Исследователи видят в этом легендарном соке коноплю, хвойник, или эфедру, и даже мухомор. Словом, любое растение, способное вызвать измененное состояние сознания. Мать Заратустры звалась Дугдова.

Сказочная версия появления на свет Заратустры гласит, что после сотворения мира Ахура-Мазда создал духовную сущность пророка, которую поместил в ствол дерева. После схватки добра со злом Заратустра воплотился в человека, озаренного светом истины, исходившим из ствола этого дерева.

Заратустра был третьим из пяти детей в семье. В 15 лет стал священнослужителем, приобретя к этому времени репутацию мудреца. В 20 лет покинул дом и отправился искать истину. В 30 лет на берегу реки Дайть, недалеко от дома, где он жил, Заратустра встретил Ахура-Мазду. В этом первом видении перед Заратустрой возникла фигура ростом "в девять раз выше человека". Это было главное божество верховной триады иранского пантеона богов - Вогу-Мано ("Благая Мысль").

Божество задало Заратустре несколько вопросов, повелев отделиться от своего и взойти к Ахура-Мазде. Когда пророк появился на небе, то не увидел своей тени "по причине яркого света ангелов", окружавших его. Затем он выдержал три страшных испытания, и ему открылась Истина. Ахура-Мазда призвал Зороастра стать его пророком.

Сначала единственным последователем Заратустры был его родной брат. Правитель, которому нравилось учение Заратустры, под давлением своих родственников не смог ему следовать. Заратустру не признавали как пророка, он подвергся преследованиям правителя и чародея Дурашвара, что вынудило его покинуть родину. Однако за Заратутстру вступился местный царь (кави) Виштаспа, который способствовал распространению зороастризма в Иране.

В 42 года Заратустра сделался царским советником. Виштаспа велел записывать его изречения на воловьих шкурах золотыми письменами, в результате чего образовалась целая библиотека, состоящая из 12 тысяч больших шкур. По преданию, это была полная запись "Авесты". При Александре Македонском вместе со стихами Заратустры, которых, согласно преданию, было два миллиона, библиотека была уничтожена. Считается, что три четверти "Авесты" утеряно.

Заратустра был дважды женат, один раз на вдове, другой - на девственнице. Не находите ли сходство с Мухамаддом? От первого брака у него было два ребенка, а от второго - четыре, в том числе один мальчик.

Заратустра прожил 77 лет и 40 дней. Зная, что он умрет насильственной смертью, последние 40 дней пророк провел в непрерывной молитве. По преданию, его убил жрец древней религии, которую низверг великий реформатор.

Зороастр учил, что высшим божеством является Ахура-Мазда (позже он назывался Ормузд или Хормузд). Все другие божества занимают по отношению к нему подчинённое положение. По мнению учёных, образ Ахура-Мазды восходит к верховному богу иранских племён (ариев), именовавшемуся ахура (владыка). К ахура относились Митра, Варуна и др. Высший ахура имел эпитет Мазда (Мудрый). Помимо божеств ахура, воплощавших в себе высшие моральные свойства, древние арии почитали дэвов - божества низшего ранга. Им поклонялась часть арийских племён, в то время как большинство иранских племён причисляли дэвов к силам зла и тьмы и отвергали их культ. Что касается Ахура-Мазды, то слово это означало «Владыка Мудрости» или «Мудрый Господь».

Ахура-Мазда олицетворял собой высшего и всезнающего Бога, творца всего сущего, Бога небесного свода; он был связан с основными религиозными понятиями - божественной справедливостью и порядком (аша), добрым словом и добрыми деяниями. Значительно позже получило некоторое…

Согласно легенде, изложенной в «Шахнамэ», монументальном своде эпической истории Ирана, созданном классиком персидско-таджикской литературы Фирдоуси (934-1020 гг. н.э.), вскоре после очередного потопа, накрывшего территорию Средней Азии около 5100 лет тому назад, со стороны Уральских гор явился «пастырь человеков» Хаома, возвеститель нового закона. Он стал Отцом и Учителем древних иранцев, а при его преемнике люди начали строить поселения и возделывать поля. Сын преемника Хаомы — легендарный царь Джемшид — упорядочил жизнь сословий своего царства. В блестящее правление Джемшида «не умирали животные, не увядали растения, в воде и плодах нигде не было недостатка, не было ни мороза, ни жары, ни смерти, ни страстей, повсеместно господствовал мир». Но из-за гордости Джемшида блеск Божий оставил его. Губительный Зохак победил его, прогнал прочь и начал свое жестокое царствование. Затем последовали времена дикого восстания, из которого победителем вышел герой Ферндун, и его род…

Зороастризм

Кто такой Заратуштра?

Персидский маг в остроконечном колпаке и длиннополом одеянии, усыпанном звездами? - именно так представляли его себе древние греки. Более просвещенный вспомнит героя книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратуштра» - гордого, сильного проповедника сверхчеловечества.

Между тем современная культура едва ли может обойтись без серьезного знакомства с Заратуштрой и его учением. Как бы ни было человечество разделено социальными, национальными и религиозными барьерами,- если обратиться к древнему учению Заратуштры (Заратустры, или, как называли его в Греции, Зороастра) - выяснится, что нынешние, столь разные жители Евразии имеют не так уж мало общего. Пусть у каждой культуры существует особый путь, но тем важнее выявить то, что эти культуры сближает.

В течение более десяти столетий зороастризм был государственной религией огромной страны - прежде всего в персидской империи…

История зороастризма Зороастр Авеста Основные идеи (догматы) религиии зороастризма Религиозная реформа Мировоззрение. Зороастризм как религия Обрядность Современный Зороастризм (парсизм) Заключение.

История зороастризма

Чтобы понять любую религию, необходимо рассмотреть условия ее возникновения и формирования. Зороастризм интересен тем, что является мало того, что древней религией, но и религией, оказавшей влияние на наиболее распространенные религии мира.

Возникший в Юго-западном Иране и на западном побережье Индии, основанный на поклонении силам природы, зороастризм появился намного раньше, чем он известен по историческим источникам, а потому по древности этой религии можно судить только анализируя его обряды, способы богослужений и т.п. Но именно это и делает его загадочным, оставляет много неразрешенных вопросов в этой религии, и, несмотря на то, что она до сих пор существует, сегодняшний зороастризм отличается от религии…

Зороастр (также известный как Заратуштра) был важной религиозной фигурой в древней Персии (сегодняшний Иран и прилегающие территории). Его учение стало основой религиозного движения зороастризм. Эта религия доминировала в Персии до 7 века н.э, когда ислам завоевал господство в регионе после падения Сасанидской империи, последней доисламской персидской династии.

Зороастр - под таким именем пророк известен на Западе. Это один из вариантов оригинального, найденного в персидских манускриптах имени Заратуштра.

Время жизни Зороастра

Источники, из которых мы можем узнать о времени, в котором жил Зороастр, очень противоречивы. Авеста, священное писание Зороастризма, не содержит отсылок на какие-либо известные исторические события, которые могли бы быть сопоставимы с мировой хронологией. Тем не менее, в Авесте указаны некоторые моменты, которые могли бы иметь временное обозначение, например генеалогическая последовательность, однако их точность…

Заратустра (VIII–VII вв. до н.э.) Согласно легенде, изложенной в «Шахнамэ», монументальном своде эпической истории Ирана, созданном классиком персидско-таджикской литературы Фирдоуси (934-1020 гг. н.э.), вскоре после очередного потопа, накрывшего территорию Средней Азии около 5100 лет тому назад, со стороны Уральских гор явился «пастырь человеков» Хаома, возвеститель нового закона. Он стал Отцом и Учителем древних иранцев, а при его преемнике люди начали строить поселения и возделывать поля. Сын преемника Хаомы — легендарный царь Джемшид — упорядочил жизнь сословий своего царства. В блестящее правление Джемшида «не умирали животные, не увядали растения, в воде и плодах нигде не было недостатка, не было ни мороза, ни жары, ни смерти, ни страстей, повсеместно господствовал мир». Но из-за гордости Джемшида блеск Божий оставил его. Губительный Зохак победил его, прогнал прочь и начал свое жестокое царствование….

Зороастризм

Религиозный дуализм древних иранцев чаще всего связывают с зороастризмом, то есть учением великого Зороастра, или Заратустры. Многие исследователи признают Заратустру реально существовавшим деятелем, другие же ставят под сомнение факт его существования.

Специалисты полагают, что зороастризм распространил свое влияние сравнительно медленно: вначале его идеи разрабатывались лишь немногими общинами единоверов, и только постепенно, со временем, приверженцами учения становились приверженцы маздеизма из касты магов, религии более древней, чем зороастризм.

Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне от главных центров ближневосточной цивилизации, и по характеру заметно отличалась от религиозных представлений Древнего Египта или Месопотамии. Генетически древнеиранские религии восходят к древнейшим верованиям индоевропейских народов, принадлежавших к абсолютно иной языковой семье и культурной традиции. Как и жители…

Зороастр (Заратустра)

Жизнь Зороастра и его религиозная реформа

Зороастр – греческое искажение древнеиранского имени «Заратустра», которое носил в Иране в VII в. до Р. Х. основатель великой мировой религии, называемой по своему пророку зороастризмом.

Другие названия зороастризма: маздеизм (так как главное божество этой религии – Ахурамазда, Ормузд) или парсизм. Учение Зороастра является дуализмом: всеблагое, светлое божество Ахурамазда ведёт в нём вечную борьбу со злым духом Ангра-Майнью (Ахриманом).

Последователей веры Зороастра называют ещё магами (по сословному имени жрецов), гебрами («неверными» – для мусульман), огнепоклонниками (потому что главным символом этой религии является огонь).

До проповеди Заратустры древние иранцы (распадавшиеся тогда на племена мидян, бактрийцев, персов, систанцев, согдов и др.) чтили множество богов и духов природы. Эта их вера была близка к ведической религии древних индусов, вместе с…

Заратустра

Во времена Заратустры народы, населявшие Землю, нередко прибегали к силе заклинаний с сопутствующими обрядовыми действами (жертвоприношениями и возлияниями и др.). Они привлекали могучие духовные силы для совершения возмездия врагам через обряды вредоносной магии. По отношению…

Зороастр (Заратушта) — облик, овеянный легендами и тайнами, уходящими в седые времена начала Атлантиды! Сама религия Заратушты описывает древнейшие времена от духовных рас людей до IV Расы, когда на новой «Земле», или новом Континенте зарождалась IV Раса, после того, как люди Третьей начали вымирать.

Зороастр был не просто пророком Семи «Бессмертных Святых» Амэша-Спэнта, то есть ядра Белого Братства, но был одним из них, а точнее, как мы знаем из писем Е.И.Рерих, воплощением высшего среди них.

«Тот материк, который в Вендидад’е, например, упоминается, как Аирьяна Вэджо, на котором был рожден первоначальный З., называется в Пуранической литературе Швета Двипа, Гора Меру, Обитель Вишну и т.д.; в Тайной Доктрине он назван просто «Страною Богов», управляемой их Главами, «Духами этой Планеты»… Под «первоначальным» мы подразумеваем Амешаспенда, называемого З., Владыку и Правителя Вара, утвержденного Иимою в этой стране». (Т.Д.II.6.)Заратушра, согласно «Вендидаду» и…

Религиозный сектор современного книжного рынка России отличается исключительным разнообразием. Здесь представлены не только книги, полезные для интеллектуальной и духовной жизни, но и литература, познавательная ценность которой сомнительна. К сожалению, многие современные авторы, пишущие на религиозные темы, очень поверхностно знают предмет своих рассуждений, что зачастую побуждает их обращаться к источникам, компетентность которых никак нельзя признать удовлетворительной. В частности, к написанию данной статьи нас подтолкнула книга, посвященная жизни основателя зороастризма, Заратустры, авторы которой в качестве компетентного источника информации о зороастризме используют утверждения астролога Павла Глобы, что приводит к смешению лжи о зороастризме с научно подтвержденными данными. Наша статья не станет критикой этой книги, мы поговорим о самом зороастризме, однако при этом мы будем опираться не на труды Павла Глобы, а на данные научных источников.

В основе…

Период VIII-VI веков до нашей эры историки и религиеведы считают временем зарождения древнейшей монотеистической (по мнению некоторых религиеведов — дуалистической) религии мира — зороастризма. Возникло это верование в древней Персии (Иране) и его постулаты и догмы были отражены в священной книге адептов зороастризма — Авесте. Религия зороастризм очень быстро распространилась в регионах Средней Азии и Ближнего Востока и в период с начала нашей эры и до раннего средневековья данное верование было одним из наиболее распространенных в Средней Азии. В современном мире три мировых религии вытеснили зороастризм в большинстве регионов Азии, однако и сейчас некоторые индийские и иранские этносы исповедуют это верование.

Зарождение зороастризма

Основоположником данного верования считается пророк Заратустра, который походил из знатного рода и был сыном состоятельного персидского чиновника. Согласно преданию, Заратустра был избран богом еще тогда, когда он находился во чреве матери -…

Как Заратустра получил откровение

Заратустра, или более точно Зороастр, — личность полулегендарная. Википедия говорит, что достоверных свидетельств о его жизни нет, и все сведения о нем почерпнуты из религиозной традиции зороастрийцев. Обычно считается, что знаменитый пророк родился в Иране или северном Азербайджане. Однако некоторые исследователи говорят, что место его рождения находится на территории современного Туркменистана и даже России.

Время его деятельности также не определено, но большинство исследователей считают, что это был пятый-шестой век до н. э., что делает зороастризм одной из древнейших религий откровения.

Пророк родился в семье Спитама — древнего жреческого рода. При рождении Зороастр не расплакался, а засмеялся, что стало предзнаменованием его будущей деятельности. Его имя не имеет глубокого смысла и означает лишь «владелец старых верблюдов».

Известны имена его родителей, трех жен и шестерых детей. Гаты Авесты не упоминают о…

действует через свое воинство – дэвов. Это он расколол единый мир на два начала – доброе и злое. Не случайно образ этого бога вошел в средневековые представления европейцев в виде злого колдуна Аримана (имя пришло в Европу из древнегреческих источников). Ортодоксального (соответствующего правилу канону) изображения демонов зла в древнеперсидской религии не было. Согласно более поздним учениям, они считались бесплотными. Жили, как считали персы, злые силы где-то на севере (откуда приходит холод и мрак) или в «бездне», в преисподней. Ангра-Майнью насылал на людей 9999 болезней, а их лечение рассматривалось как изгнание злых сил. Ангра-Майнью (Ариман) насылал на людей также и смерть. Вообще смерть, согласно зороастризму, – это победа злых сил, и чем праведнее был умерший, тем большая победа! Это очень важная черта религиозных взглядов персов, которая отразилась в их погребальном обряде

Дьяволы (цэвы) часто…

Зоратуштра оставил три заповеди, руководство которыми дает человеку возможность прийти к своей цели. Эти три морально-этических принципа выражаются трема авестийскими словами: ХУМАТ, ХУКСТ, ХУВАРСТ, что в переводе означает Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело. Священная молитва Виспа Хумата провозглашает: «Все добрые мысли, добрые слова и добрые дела совершаются через знание и ведут к лучшему существованию, а все злые мысли, злые слова, злые дела происходят без знания и ведут к худшему существованию». Эта короткая молитва из священной Авесты представляет суть Зороастрийской религии: мысли, слова и дела формируют поведение и характер человека. Небеса и ад обусловлены всей суммой мыслей, слов и дел человека.

Есть шесть ступеней достижения Бога в следовании Амеша Спентам, милостивым бессмертным Святым:

Вохуман - Добрая Мысль Аша-Вахишта - Лучшая Праведность Кшатра-Варью - Божественная Власть/Моральное Мужество Спента-Армаити - Божественная Мудрость Хаурват -…

Вознесенный Владыка Заратустра является наивысшим посвященным священного огня на планете и главным специалистом в управлении энергиями фохата. Он руководит жрецами священного огня и священством Мелхиседека.

Все члены Великого Белого Братства служат в Ордене Мелхиседека, также как все служат священному огню, но лишь те, кто достиг определенного уровня посвящений может называться Жрецом Ордена Мелхиседека. Другие члены служат в ордене, но не имеют титула жреца. Заратустра имеет множество учеников, служащих под его началом, и когда лучший из них достигнет определенного уровня, то будет готов занять должность Заратустры, а учитель пойдет дальше в космическом служении.

Зороастризм — это одна из древнейших мировых религий. Заратустра, ее основатель, был пророком, общавшимся с Богом лицом к лицу. Заратустра жил в обществе, не имеющем письменности, в котором люди не делали записей происходящего. Его учения передавались в устной традиции, и многое из того, что позднее было…

Заратуштра, Зороастр, Зардушт - так на авестийском, греческом и среднеперсидском языках произносится имя основателя одной из древнейших религий мира - зороастризма. Уже в IV в. до н.э. древнегреческие авторы считали его легендарной личностью, мудрецом-астрологом, жившим в глубокой древности.

Действительно, эта религия настолько древняя, что ни античные историки, ни сами последователи практически не знали, когда и где она возникла. И уже более 200 лет продолжаются споры о месте рождения и времени жизни Заратуштры, о локализации области, где впервые распространилось его учение. Никаких данных об этом нет и в "Авесте", которая является основным источником для изучения зороастризма.

Аль-Беруни, основываясь на средневековой хронологической традиции, указал дату жизни Зороастра - за 258 лет до Александра Македонского. Исходя из этих данных, ряд ученых считает, что Заратуштра жил в VII-VI вв. до н.э. Другие исследователи, ориентируясь на лингвистический анализ "Гат" - самой священной части "Авесты", предполагают более раннюю дату жизни - от Х до ХII веков до н.э.

По преданию, когда Заратуштре исполнилось 30 лет, он был осенен истинной верой. Его откровения и составили «Авесту» (скачать книгу можно - zip-42 kb ) .

Полагают, что Заратуштра, вышедший из рода Спитама, выступал с проповедями в Иране или в Средней Азии, но не был признан своей общиной; согласно пехлевийским источникам, он подвергся преследованиям со стороны местного чародея Дурашрава и вынужден был бежать.

Пророк жил в смутное время. Набеги и войны приносили людям бесчисленные страдания. Заратуштра видел селения, разоренные враждующими племенами. Вожди и воины, отправляясь в походы, грабили и порабощали более слабых и беззащитных людей. Насилие царило, уничтожая и унижая человека.

Его покровителем стал бактрийский царь Виштаспа, способствовавший распространению зороастризма. В условиях междоусобиц и непрерывных войн ("Нищету и разорение несут они дому и селению, и области, и стране") Заратуштра призывал к единению, к созданию сильного централизованного государства с сильным и справедливым правителем. "Добрый правитель воздвигнет мир для радостных селений. Кто же будет этим правителем? Кто прославит свое имя? Это Кави Виштаспа".

По сочинению "Датистан-и-Диник" пророк во время чтения молитвы был предательски заколот в спину кинжалом Тур-и-Братарвахшем, одним из врагов, преследовавших его всю жизнь.

Согласно учению Заратуштры, Ахурамазда (Господь мудрости) был верховным божеством, единственным несотворенным творцом всего доброго и благого, премудрым и всезнающим, праведным, перед которым все равны. Ахурамазда совершил акт творения в два шага. Сначала все созданное им было свободно от бренной оболочки, а затем Ахурамазда придал всему сущему материальный вид. Этот этап называется "Сотворением основы". Но материальный мир оказался уязвимым для сил зла. Этим воспользовался Ахриман, который ворвался в мир и стал губить творения Ахурамазды, неся смерть и разрушения. Помощникам и союзникам Ахурамазды - Бессмертным Святым - удалось приостановить злодеяния Ахримана и обратить их на пользу миру. Вторжение Ахримана знаменует второй этап - "Смешение". В это время абсолютное добро, которое мир являл в начале, смешалось со злом. Чтобы противостоять злу, люди должны чтить Ахурамазду и его помощников, сообща искоренить зло и восстановить мир в прежнем виде. После того, как это случится, начнется третья эра - "Разделение", добро вновь очистится от зла. В мире воцарятся спокойствие и согласие. Победа Ахурамазды трактовалась как победа света над тьмой. Источник света - солнце и огонь - его часть. Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается как "очищающая сила".

Главным в проповедях Заратуштры было учение о зависимости миропорядка и торжества справедливости от свободного выбора человека, его активного участия в этой борьбе со стороны добра. Проповедуя мораль, основой которой была триада - благие мысли, благие слова и благие дела - Заратуштра идеализировал и "праведную" хозяйственную деятельность, которую он противопоставлял неправедному кочевническому образу жизни. Пророк считался посредником между Богом и людьми.

Последователям Ахурамазды Заратуштра обещал посмертное блаженство, а пособникам зла угрожал муками и осуждением на страшном суде, который будет вершить Ахурамазда в конце мира.

Согласно преданиям зороастрийцев, наступит время, когда бог огня Атар расплавит в горах железо и направит пылающую лаву на землю. И каждый человек должен будет перейти через эту огненную реку. Для праведников лава покажется парным молоком, а грешники сгорят в огне. Огненный поток провалится сквозь землю, уничтожит ад, Ахримана и все злые силы. На земле наступит рай, восторжествует добро и справедливость, человек не будет знать болезней, он станет бессмертным.

Заратуштра одним из первых разработал учение о справедливом суде после смерти человека, душа которого при переходе по мосту Чинват, начинавшемуся на вершине высочайшей горы мира Хара и устремленному в небо, попадала в рай или в ад.

Но он считал, что каждый добропорядочный гражданин во время жизни на земле должен думать не о продолжении существования в далеком и неведомом рае. Рай должен воцариться в нашем мире, где всем следует стать праведниками и неукоснительно соблюдать правовые и нравственные нормы.

Богом договора и защитником порядка "Авеста" называет Митру, который карает людей за ложь и преступления. Сурового наказания заслуживали люди, нанесшие кому-либо побои или увечья, а за убийство человека преступник должен был караться смертной казнью. Жестко преследовались такие преступления, как кража имущества и скота, невозвращение долгов, что приравнивалось к воровству. За деяния, направленные против личности и преступления экономического характера предписывалось избиение плетьми. Особо регулировались общественные и семейные отношения. Нарушение договора между членами семьи считалось клятвопреступлением. Как свидетельствует "Авеста", "пятидесятикратен договор между мужем и женой; восьмидесятикратен между зятем и тестем; девяностократен между двумя братьями; стократен договор между отцом и сыном". Непослушание старшим заслуживало порицания, а иногда и наказания. Например, если сын поднимал руку на отца, это считалось достаточно серьезным преступлением, которое влекло за собой телесные наказания.

Особо уважительно относились последователи "Авесты" к труду: человек обязан работать, заниматься ремеслом, строительством, земледелием и скотоводством: "Кто, засевая, возделывает землю, тот возделывает праведность…"

Зороастрийцы чувствовали ответственность за поведение членов общины в повседневной жизни. Общие проблемы и цели объединяли их в трудные времена и давали надежду на лучшее будущее. Людям следует всегда приходить на помощь друг другу, а состоятельные обязательно должны помогать - бедным.

Ранний зороастризм не знал ни храмов, ни изображений богов. Люди молились под открытым небом, на берегу реки, у подножья гор. Здесь же они зажигали священные костры из чистого сухого дерева.

Одним из самых почитаемых праздников был Навруз. В день рождения нового года и добрых сил природы улицы и дома вычищались и украшались. На четырех углах крыш зажигался огонь, в керамические сосуды с чистой прозрачной водой бросали первые зеленые листья. Люди пели гимны из "Авесты", читали молитвы. Они призывали бога добра и света уничтожить все зло и дать новую жизнь огню, воде, полям и садам. А в это время отступал холод, таяли снега и расцветали подснежники.

СОКРОВИЩНИЦЫ ИСТОРИИ

В пантеоне зороастрийцев было несколько богов и две богини. Хумо в образе красивой птицы приносила счастье, удачу и богатство. Тело, крылья и голова ее, по сказаниям, были из золота, серебра и драгоценных камней. Люди верили, что птицу эту нельзя было увидеть, но если на кого-то упадет ее тень, человек будет счастлив и богат.

А Анахита дарила благоденствие, воплощала животворные силы природы. Одной из ее функций была забота о продолжении человеческого рода. Она всегда изображалась облаченной в длинное платье, с покрывалом, драпирующим фигуру. В руках держала символы плодородия: цветы, плоды и злаки.

Множество терракотовых статуэток богини Анахиты было найдено в Хорезме (Кой-Крылган-кала), в Бухаре, Самарканде. Интересно, что в Самарканде богиня всегда изображалась молодой, а в Бухаре - в более зрелом возрасте. Терракотовые фигурки Анахиты были найдены в 1941 году Самаркандской археологической экспедицией Юбилейного комитете Навои - в шурфе у мавзолея Биби-ханым под полом склепа в слоях первых веков новой эры. Наиболее ранние из них отмечены влиянием эллинистического искусства, а более поздние выполнены с учетом местных особенностей. А вот женские фигурки с Афрасиаба имеют особенные, характерные лишь для этого района, детали костюма, головных уборов, атрибутики, черт лица. В руках у богини - тюльпан или плод граната, иногда у ног ее - младенец.

Каждое божество обычно сопровождалось животными. Птицей, посвященной Анахите, был голубь. В первых веках новой эры в Хорезме изготовляли оссуарии (сосуды, куда помещались очищенные кости покойного), на крышках которых изображалась эта парящая птица.

Исследователи "Авесты" объясняют имя Заратуштры как обладающего золотистыми верблюдами. В росписях дворца в Варахше (Бухарская область) крылатый верблюд, поддерживающий царственный трон, служил украшением престола. Изображения образа верблюда имеются и на многих монетах Бухары IV-VIII веков.

По сведениям историка Наршахи (Х в.), на базаре Мах в Бухаре находился храм идолопоклонников, где впоследствии продавались фигурки священных двугорбых верблюдов.

В Самаркандском музее и Эрмитаже хранятся терракотовые плитки с Афрасиаба, которые изображают юношу в венце под аркой, держащего в левой руке птицу. Фрагмент похожей плитки был найден и на городище Челек под Самаркандом. Ученые считают, что здесь находился храм, посвященный божеству яркой звезды Тиштрии (Сириусу). В согдийском календаре ему был посвящен тринадцатый день месяца. Борьба Тиштрии с демоном Апоша олицетворяет две силы в природе: благо дождя и зло засухи.

На одном из фрагментов оссуария, хранящегося в Музее истории Узбекистана, изображен Рашну с весами, которые "не уклоняются ни на волос в угоду какому-нибудь человеку". К Рашну направляется другая фигура с курильницей в руках, ведущая за собой уже отмолившуюся душу.

В V-VIII веках зороастризм оставался основной религией в Согде, Хорезме, Фергане. Сохранившаяся настенная живопись, выявленная археологическими раскопками, передает различные мифологические сюжеты. Всемирную известность получили росписи, открытые в процессе археологического изучения городища Варахша под руководством чл.-корр. АН Узбекистана В.А.Шишкина. Росписи украшали стены парадных залов монументального дворца местных правителей. Здесь были найдены живописные композиции батальных и охотничьих сцен, животных. Многие из них имеют ритуальное, религиозное значение. Такова сцена борьбы всадников, восседающих на слонах, с фантастическими животными. Предполагается, что она тоже навеяна господствовавшими представлениями о борьбе доброго и злого начал.

В каждом селе и городе обязательно имелись специально отведенные места, где сохранялся священный огонь. Ему были посвящены и огромные храмы. Уникальные "Дома огня" были обнаружены археологами Узбекистана на городище Джаркутан, при раскопках памятников Джанбаскала в Хорезме, Сарытепа в районе Чимкурганского водохранилища, городища Канка в Аккурганском районе Ташкентской области, городища Ер-Курган на юге республики… Одним из самых выдающихся пямятников архитектуры зороастризма является монументальный храм Кой-Крылган-кала (неподалеку от села Турткуль, Каракалпакия) - с восемью помещениями нижнего этажа, предназначенными для культовых целей, с башнями и двойным кольцом крепостных стен. Ученые установили, что здесь не только совершались ритуальные действа, но и велись наблюдения за солнцем и другими светилами.

«АВЕСТА» - ПРИЗЫВ К ДОБРУ И МИРУ

В Ургенче (Хорезмская область Узбекистана) возведен большой комплекс, посвященный "Авесте" - этому древнейшему письменному источнику по истории цивилизации Центральной Азии, священной книге зороастрийцев-огнепоклонников.

Среди великих пророков земли, положивших начало новым религиям, оказавших заметное влияние на ход истории, особое место память человеческая отводит Заратустре. Он основал оду из мировых религий – зороастризм , которая распространилась двадцать пять веков тому назад во многих странах Востока . До сих пор есть последователи этой религии в таких странах как Индия и Иран . Родина Заратустры – древний Хорезм . Само слово «Хорезм» означает «Солнечная земля». Древний Хорезм был весьма развитой страной. Хорезм подробно описывают персидские , религиозная пехлевийская литература, греко-латинские, китайские, армянские рукописи . Народ этой страны достиг высоких успехов в развитии животноводство, земледелия, в строительстве городов. Здесь была высоко развита материальная и духовная культура. Как свидетельствуют древнейшие источники, хорезмийцы – это часть ариев, о которых говорится, что они являются сыновьями Иофета , сына Ноя . Что корень этой богатой ветви следует искать на обширном Среднеазиатском плоскогорье , которое по мнению ученых, было одной из колыбелей человеческого рода . Соседние с Хорезмом народы, да и само «царство солнца» поклонялись богу Молоху . Он был привнесен в Вавилон, Иран, и Хорезм ассирийцами-завоевателями и их жрецами. По обычаю, Молоху приносили в жертву детей, взрослых и животных. О том, что этот обычай бытовал в Персии, Бактрии и Хорезме , мы узнаем из повествований древнегреческого историка Геродота : «Так, я слышал, что жена Ксеркса Аместрида велела закопать дважды по семь персидских юношей знатного происхождения в честь божества, которое помещалось под землей, в благодарность за достижение глубокой старости….». Разумеется, как бы жрецы не объясняли необходимость подобных жертвоприношений, они вызывали возмущение простых людей. Иногда случались и массовые протесты. Особенно сильные народные волнения были в Бактрии и Хорезме в первый год правления персидского царя Дария , о чем свидетельствует надпись, высеченная на Бехистунской скале (территория нынешнего Ирана). Вдохновителем восстания, стал сам пророк Заратустра . Проповеди его предназначались в основном простолюдинам. В них он осуждал массовые кровавые жертвоприношения. Он утверждал, что никто не имеет права лишать человека жизни, что она священна. Заратустра широко проповедовал идею борьбы двух начал – добра и зла. По его мнению, представители зла в реальном мире были алчные правители и жрецы кровожадного Молоха. Он им объявил войну. В высшей духовной сфере – по Заратустре – главенствовал бог Ахура Мазда как представитель добра и света. Ему противостояли силы во главе с Ангро Майнью – богом мрака и зла. Заратустра проповедовал также учение о конце мира, о загробной жизни, о воскресении мертвых, о грядущем спасителе, который будет рожден от непорочной девы, о последнем суде, которого не избежит никто. Поэтому он призывал всех бесстрашно бороться со злом. Человек, живущий на земле, должен творить добро. Это были новые духовные постулаты, которые Заратустра проповедовал среди людей, говоря, что они ниспосланы ему богом света и добра Ахурой Маздой в виде откровения. Эти откровения, Заратустра записывал в священной книге Авесте . Первоначально Авеста состояла из двадцати одной книги и была своеобразным сводом знаний того далекого времени. Но после того, как 331 году до н.э. Александр Македонский захватил колыбель ахаменитского государства город Персеполь , а этот город был и его сакральным центром, местом хранения священного писания зороастрийцев. При разграблении дворцов и храмов Персеполя воинами Александра Макендонского в пожаре сгорели и отдельные книги Авесты . Дошедшие до нас книги составляют лишь малую часть того, что было написано Заратустрой . Известны всего четыре книги Авесты : «Вендидад», «Висперед», «Ясна», «Яшт» .
Проповеди Заратустры были обращены к простым людям: скотоводам, земледельцам. Духовная жизнь человека могла быть угодной богу лишь в том случае, если человек разводит скот, с любовью занимается земледелием, ирригацией. В священной Авесте он написал специальную главу «О благе земледелия», где говорится: «О творец телесного мира, истины! Какое место на земле является наилюбезнейшим? И сказал Ахура Мазда : - Поистине там, где праведный человек воздвигает дом, наделенный огнем и семьей, женой, детьми и хорошими стадами, в этом доме тогда обилие скота, обилие праведности, обилие корма, обилие собак, обилие жен и обилие детей, обилие огня и обилие всякого житейского добра. Тот, кто обрабатывает эту землю, о Спитамид Заратустра , левой рукой и правой, правой рукой и левой, тот воздает земле прибыль. Так говорит человеку Земля: - О ты, человек, который обрабатывает меня левой рукой и правой, правой и левой, поистине буду я производить всякое пропитание и обильный урожай. Тому, кто не обрабатывает эту землю, о Спитамид Заратустра , левой рукой и правой, правой рукой и левой, тому Земля говорит так: «О ты, человек который не обрабатывает меня, поистине вечно будешь ты стоять, прислонившись у чужих дверей, среди тех, кто попрошайничает; поистине вечно будут мимо тебя проносить яства, их принесут в дома, где и без того обилие богатств. Кто сеет хлеб, тот сеет справедливость ...».
Невыносимо тяжелым бременем для народа был обряд жертвоприношения богам. Простой народ отождествлял своих правителей с царем драконов по имени Заххак . Сохранилась легенда, повествующая об этом: «Как только Заххак стал правителем, он поддался соблазну злого духа, который поцеловал его в плечи. От этих поцелуев у правителя на каждом плече выросло по змее, которые отнимали у него все то, что он подносил ко рту. Взбешенный правитель дал команду своим придворным срезать змеям головы, но это не помогла. Стоило отсечь одну голову, как на ее месте тотчас вырастала другая. Видя обеспокоенность Заххака, злой дух посоветовал ему кормить змей человеческим мозгом, лишь в этом случае они успокоятся. С тех пор и стали правители приносить злым духам в жертву своих соплеменников». Заратустра был первым, кто воспротивился этому губительному обряду. Идеи «борьбы добра со злом», «воспрепятствования жертвоприношениям» Заратустра стал проповедовать у себя на родине в Хорезме . Пословица «Нет пророка в своем отечестве» уходит своими корнями, видимо, в те давние времена, когда правители Хорезма , возмущенные проповедями Заратустры , стали притеснять его, угрожать физической расправой.
Согласно Авесте , Заратустра , не найдя признания на родине, уединился в горной пещере в стране правителя Виштаспы , принявшего его учение. Вот как этот период жизни пророка описывает Фридрих Ницше в книге «Так говорил Заратустра» :
«Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, покинул он свою родину и озеро своей родины и пошел в горы . Здесь наслаждался он своим духом и своим одиночеством. И в течение десяти лет не утомлялся счастьем своим. Но наконец изменилось сердце его, - и в одно утро поднялся он с зарею, встал перед солнцем и так говорил ему: «Великое светило! К чему бы свелось твое счастье, если бы не было у тебя тех, кому ты светишь! В течение десяти лет поднималось ты над моей пещерой: ты пресытилось бы своим светом и этой дорогою, если бы не было меня, моего орла, моей змеи, моей голубой сойки. Но мы каждое утро поджидали тебя, принимали от тебя переизбыток твой и благословляли тебя. Взгляни! Я пресытился своей мудростью, как пчела, собравшая слишком много меду; мне нужны руки, простертые ко мне. Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые среди людей не стали опять бы радоваться безумству своему, а богатые – богатству своему. Для этого я должен спуститься вниз: так делаешь ты каждый вечер, окунаясь в море и неся свет свой на другую сторону мира, ты, богатейшее светило! Я должен, подобно тебе, закатиться, как называют это люди, к которым и хочу я спуститься. Так благослови же меня, ты, спокойное око, без зависти взирающее даже на чрезмерно большое счастье! Благослови чашу, готовую пролиться, чтобы золотистая влага текла из нее и несла всюду отблеск твоей отрады! Взгляни, эта чаша хочет опять стать пустою, и Заратустра хочет опять стать человеком»».
В этом размышлении, разумеется, есть и доля вымысла немецкого философа-мистика Фридриха Ницше . Но в тоже время четко обозначен сакральный путь формирования личности пророка. Заратустра , придя в жизнь в самый апогей поклонения Молоху, вышел к народам с новой религией, стержнем которой стала любовь к человеку, к благочестию, вера в добро и сопротивление злу. Простой народ воспринял это учение с благоговением и пошел за пророком. Вера Заратустры стала верой его соплеменников, хорезмийцев , а также согдийцев и древнего народа населявшего страну Моргав , то есть Мерв . Правитель страны, который принял у себя Заратустру – изгнанника и странника, Виштаспа был, по-видимому, никто иной как Дарий I , царь персов, правивший с 552 по 486 год до н. э., так как именно тогда зороастризм получил широкое распространение в Средней Азии и Восточном Иране, стал использоваться для укрепления власти государей. Ярким символом для зороастризма стал культ бога огня , то есть культ Солнца . И поэтому в тех странах, где религия Заратустры торжествовала, стали создаваться храмы огня. Это были величественные культовые сооружения, храмы-творцы. Один из них сохранился до наших дней. Это храмовый комплекс Чельпык . Чельпык – храм бога огня находится на территории бывшего Хорезма . Его в 1940 году обследовал академик С.П. Толстов , известный археолог и автор уникальных трудов по истории Хорезма. В 1939 году в паводок Амударья вдруг изменила резко русло, обнажив интереснейшее архитектурное сооружение – древнейший храм огня . Коренные жители называют это место на дороге из Турткуля в Нукус Чельпык . Храм огня Чельпык относится к раннему ахаменидскому времени. Представляет он из себя круглую, диаметром в шестьдесят метров пахсовую крепость на вершине насыпного холма высотой около 35 метров. К входу ведет защищенный стенами глинобитный пандус. Крепостные стены воздвигнуты из кирпича больших размеров, обожженного в античных печах. Все внутреннее пространство крепости – это сплошная глиняная площадка, вымощенная черным песчаником почти вровень с внешней стеной. В центре площадки возвышается небольшая скала, сплошь покрытая надписями и знаками, относящимися к самым различным временам. Найденные древние захоронения в оссуариях указывают на то, что сельпыкское укрепление является «башней молчания» - дахмой . Захоронения в оссуариях обнаружены во многих местностях Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана , а также в степях Казахстана . Значит, зороастризм имел широкое распространение и за пределами Хорезма и Ирана . История не сохранила сведений, когда и в каком краю смерть настигла Заратустру , где погребены его останки. Но доподлинно известно, что учение Заратустру жило на протяжении многих веков, вовлекло в свою орбиту Индию, Среднюю Азию, Кавказ, ряд стран Передней Азии и Северной Африки .

Современный зороастризм – парсизм – сохраняет традиции Авесты в неприкосновенности. Парсы живут в Индии, главным образом в Бомбее , их более двухсот тысяч человек. Небольшая их часть проживает в Иране. Иранские парсы называют себя гебрами . Парсы Индии и гебры Ирана поют те же гимны священной Авесты , которые пел и пророк Спитамид Заратустра , славя бессмертие великого сына

Заратуштра, Заратустра, Зороастр

ЗАРАТУСТРА (Зенд.) Великий законодатель и основоположник религии, называемой по-разному Маздаизмом, Магизмом, Парсаизмом, Огнепоклонничеством и Зороастризмом . Время жизни последнего Зороастра (ибо это имя - родовое) неизвестно и, возможно, по этой самой причине. Ксанф из Лидии, самый ранний греческий писатель, упоминающий этого великого законодателя и религиозного реформатора, относит его к периоду примерно за 600 лет до Троянской Войны. Но где тот историк, который мог бы в данный момент сказать, когда происходила эта война? Аристотель и Евдокс относят его к эпохе не меньше чем за 6000 лет до времен Платона , а Аристотель не был человеком, который утверждал что-либо, не имея на то веских причин. Бероз делает его царем Вавилона около 2200 лет до Р.Х., но в таком случае, кто может сказать, какими были подлинные цифры Бероза, прежде чем его манускрипты прошли через руки Евсевия, чьи пальцы были столь ловкими в искажении цифр, как в египетских синхронистических таблицах, так и в халдейской хронологии? Хауг относит Зороастра по меньшей мере к 1000 г. до Р.Х.; а Бунзен ("God in History", т. I, кн. III, гл. VI, с. 276) утверждает, что Заратустра Спитама жил при царе Вистаспе около 3000 лет до Р.Х., и описывает его как "одного из могущественнейших умов и одного из величайших людей всех времен". Именно с такими точными данными в руках, и полностью умершим языком Зенда, учения которого представлены, и, по всей вероятности, самым бессистемным образом, переводами на пехлеви - язык, который, как доказал Дармстетер, сам выходил из употребления уже в столь давнюю эпоху, как Сассанидскую, - наши ученые и востоковеды взяли на себя смелость монополизировать право определять гипотетические даты эпохи святого пророка Зуртуста. Но оккультные записи утверждают, что обладают точными датами жизни каждого из тринадцати Зороастров, упомянутых в "Дабистане". Их учения, и особенно учения последнего (божественного) Зороастра, распространились от Бактрии до Медии; оттуда, под названием Магизм, введенные Адептами-Астрономами в Халдее, они оказали огромное влияние на мистические учения Моисеевых доктрин, даже до того, возможно, как они достигли своей высшей точки в том, что теперь известно как современная религия парсов. Подобно Ману и Вьясе в Индии, Заратустра есть родовое имя великих реформаторов и законодателей. Эта иерархия начинается с божественного Заратустры в "Вендидаде ", и заканчивается великим, но смертным человеком, носившим это имя, и теперь утерянным для истории. Как показано в "Дабистане", существовало много Зороастров или Заратустр. Как сказано в "Тайной Доктрине", т. II, последний Зороастр был основателем храма Огня Азарекша за много веков до исторической эры. Если бы Александр не уничтожил так много священных и драгоценных трудов маздеян, истина и философия были бы больше склонны согласиться с историей в том, что та дарует этому греческому Вандалу титул "Великого".

ЗОРОАСТР Греческая форма Заратустры.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Давайте сперва припомним то, что Аммиан Марцеллин и другие историки рассказывают о Дарий Гистаспе. Последний, проникнув в Верхнюю Индию (Бактриану), научился у брахманов чистым обрядам, звездным и космическим наукам, и передал это магам. Но история также говорит, что Гистасп раздавил магов и ввел – или, вернее, навязал им силою – чистую религию Зороастра – религию Ормазда. Но чем объяснить тогда, что на гробнице Дария была найдена надпись, сообщающая, что он был «учитель и иерофант магии и магианизма»? Очевидно, имеется какая-то ошибка в истории, и история ее признает. В этой путанице имен Зороастр, учитель и наставник Пифагора, не может быть ни Зороастром, на Заратуштрой, которые установили поклонение солнцу среди парсов; не мог он быть и тем, кто появился при дворе Гуштаспа (Гистаспа), признаваемого якобы отцом Дария; и не мог он также быть тем Зороастром, кто поставил своих магов выше самих царей. Старейшее священное писание зороастрийцев, «Авеста», не выдает ни малейших следов, что этот реформатор когда-либо был знаком с какой-либо из тех наций, которые впоследствии приняли его образ поклонения. Он кажется ничего незнающим о соседях Западного Ирана, медийцах, ассирийцах, персах и других. Если бы у нас не было никаких других свидетельств о великой древности зороастрийской религии, как только открытие большой ошибки, совершенной в нашем веке некоторыми учеными, которые отождествили царя Виштаспа (Гуштаспа) с отцом Дария, тогда как персидская традиция прямо указывает на Виштаспа, как на последнего принца по Кайанитской линии, который правил Бактрианой, – это должно бы быть достаточно, так как завоевание Бактрианы ассирийцами произошло за 1200 лет до Р. X.

Поэтому будет вполне естественно, если мы это обращение Зороастр будем считать не именем отдельного человека, а общим термином класса, разбор смысла которого должен быть оставлен филологам. Гуру по-санскритски означает духовный учитель; и так как Зуруастара на том же языке означает того, кто поклоняется солнцу, то почему невозможно, что по ходу естественных изменений языка, вследствие большого количества различных народностей, обращенных к поклонению солнцу, – название гуру-астара, духовный учитель поклонения солнцу, столь напоминающее имя основателя этой религии, постепенно изменило свою первоначальную форму и превратилось в Зуруастара или Зороастра? Мнение каббалистов таково, что существовал только один Заратуштра, но было много гуру-астаров, или духовных учителей, и что один из таких гуру или, скорее, хуру-астеров, как его называют в старинных рукописях, был наставником Пифагора. Насколько верно это объяснение – пусть решает филология и читатели сами. Лично мы верим этому, так как по этому предмету мы больше доверяем каббалистической традиции, нежели объяснениям ученых, так как у них по сей день по этому поводу не было двух одинаковых мнений.

Аристотель утверждает, что Зороастр жил за 6000 лет до Христа; Гермипп из Александрии, который, говорят, читал подлинные книги зороастрийцев, хотя Александра Великого обвиняют в их уничтожении, – показывает, что Зороастр был учеником Азонака (Азон-ах или Азон-Бог) и жил за 5000 лет до падения Трои. Эр или Эрос, чье видение рассказано Платоном в «Государстве», по мнению Климента, был Зордустх. В то время как маг, свергнувший с трона камбизов, был медянином, и Дарий объявил об отмене ритуалов магов с тем, чтобы установить ритуалы Ормазда, Ксант из Лидии заявляет, что Зороастр был главою магов!

Под «первоначальным» [Зороастром] мы подразумеваем Амешаспенда, называемого «Заратустром, Владыку и Правителя Вара, утвержденного Иимою в этой стране». Было несколько Заратустр, или Зертуст, один Дабистан насчитывает их тринадцать, но все они были перевоплощениями первого. Последний Зороастр был основателем Храма Огня в Азарекши и писателем трудов о первой священной религии Магов, уничтоженной Александром.

Именно на этой «Земле», или новом Континенте, стал Заратустра законодателем и правителем. Это была Четвертая Раса в ее зарождении, после того, как люди Третьей начали вымирать.

Греческие писатели часто называют Зороастра ассирийс­ким Назаратом. Данное слово происходит от Назар и Назир (разделенные, отделенные) – очень древней секты адептов, существовавшей за многие века до Христа

< ... >

1) что «Зороастр» – имя родовое и 2) что было несколько пророков с этим именем.

Было не­ сколько Заратуштов (родовое имя). Он сам подтверждает это, говоря: «Я есмь тот, кто живет и уми­рает». Но Зороастр парсов появился за 5400 лет до РХ

< ... >

Как Зера (Zerah) означает на древнеев­рейском восход Светила, так и Сурья означает Сол­нце, и само имя Заратхушта является сочетанием ин­дусского и еврейского наименований. Сэр Вильям Друммонд показывает, что Гайд ошибочно принима­ет Зороастра за современника Дария. Сюидас отно­сит его эру за 500 лет до Троянской войны, Плутарх за 5000 лет до этого времени, а Плиний – за не­сколько тысячелетий до Моисея. Все эти противоре­чия свидетельствуют о том, что существовало несколько Зороастров, один из которых – Зороастр парсов – был исторической личностью, Посвящен­ным, а сэр Вильям Друммонд, в «Oedipus Judaicus» помещает Зороастра за много веков до Моисея.

< ... >

Эти «века» преподносились ученикам как четыре человеческие расы: золотой означал монгольскую, серебряный – белую или кавказскую, медный – индейскую и железный – негроидную. Минос по­лучил законы от небес в пещере на Горе, Эгерия передала Нуме начертанные на дощечках законы в гроте или пещере на холме, Моисей получил [скри­жали] на Синае и т.д.

Дагдай (Daghdai) – имя матери Заратуштры. Валлансей показывает, что при таком написании оно означает Святой Дух (или Мудрость), а Фабер, пи­шущий то же имя как Day-dae говорит, что оно зна­чит Божественная Рыба так что парсы, думаю, принимают это. Поинтересуйтесь, почему Зороастр освящал во время ритуалов вино (истину), получен­ное из винограда (притча Иисуса?), розу (фаллос), чашу (чрево) и гранатовое зернышко (Посланника). Роза была посвящена Солнцу. Зороастр удалился в горы Армении (Аримана), дабы говорить с Ормуздом, и когда гору охватило пламя, он остался невре­дим. Затем на горе Гордион он написал первую Зенд-Авесту.

* * *

В древнейшей иранской книге под названием «Десатир» – собрании учений четырнадцати древнейших иранских пророков (увеличение их до пят­надцати, включением Симкендеша, или «Секандера», будет страшной ошибкой, что нетрудно дока­зать, опираясь на слова самого Заратушта, приведен­ные в этой книге) – Заратушт стоит в списке три­надцатым. Этот факт знаменателен. Относительно периода жизни первого Зороастра и его личности за­падные ученые не дают никакой достоверной ин­формации; их свидетельства расходятся настолько, что сбивают с толку. Среди многочисленных проти­воречивых сведений, отмечу, древнегреческих клас­сиков, которые пишут, будто Заратушт жил от 600 до 5000 лет до Троянской войны, т.е. за 6000 лет до Платона. А Берос, халдейский жрец, заявляет, что Зороастр был основателем индийской династии в Вавилоне 2200 лет до Р.Х., тогда как позднейшие местные предания сообщают, что он был сыном Пурушаспы и современником Гуштаспа – отца Дария, жившего за 600 лет до Р.Х. Наконец, Бунзен утвер­ждает, что Заратуштра родился в Бактрии до пересе­ления бактрийцев к Инду, которое произошло, как показывает ученый египтолог, в 3784 году до Р.Х. Среди всего этого моря противоречий, к какому же можно прийти заключению? Очевидно, остается лишь одна гипотеза – что все они ошибаются. Под­тверждение тому я нахожу в тайных традициях эзотерической доктрины: существовало несколько учи­телей с этим именем. Платон и Аристотель, столь точные в своих сведениях, вряд ли могли перепугать 200 лет с 6000. Что же касается общепринятой мест­ной традиции, делающей великого пророка совре­менником отца Дария, то она абсурдна даже на пер­вый взгляд. И хотя ошибка слишком явная, чтобы нуждаться в серьезном опровержении, все же скажу несколько слов по этому поводу. Позднейшие иссле­дования показывают, что персидские надписи указывают на Виштаспа как на последнего из династии Кеянидов, правивших Бактрией, тогда как ассирийское завоевание этой страны произошло в 1200 году до Р.Х. Одно это уже доказывает, что Зороастр жил за 1200 или 1300 лет до Р.Х., а не за 600, как то приписывают ему, и что, таким образом, он не мог быть современником Дария Гистаспа, отца которого столь небрежно и так долго путали с Виштаспом, процветавшим шестью веками раньше. Если доба­вить к этому историческое несоответствие между утверждением Аммиана Марцеллина – будто Дарий уничтожил магов и ввел культ Ахурамазды – и надписью на гробнице этого царя, гласящей, что он был «учителем и иерофантом магизма»; и если добавить другой, столь же многозначительный и весьма важ­ный факт, что зороастрийская Авеста совсем не упоминает о знакомстве ее автора или авторов с мидя­нами, персами или ассирийцами, а древние книги парсов хранят молчание об этом и не содержат ни­каких сведений о народах, живших в западных час­тях Ирана или вблизи него – то дата 600 лет до Р.Х., принятая за время жизни пророка, становится абсолютно невероятной.

Таким образом, можно с уверенностью заключить следующее: 1) было несколько (всего семь, как гла­сят тайные анналы) Ахуру-астров (духовных учите­лей) Ахурамазды, которые позднее выродились в Гуру-астров и Зуру-астров – от «Зера Иштар», ти­тула халдейских жрецов или магов; и 2) последним из них был Заратушт «Десатира», тринадцатый из пророков и седьмой, из носивших это имя. Именно он был современником Виштаспы – последнего царя из династии Кеянидов и составителем «Вендидада», комментарии к которому утеряны и от которого ос­талась лишь мертвая буква. Некоторые факты, изложенные в тайных анналах, хотя и кажутся ученому точной науки лишь преданием, весьма любопытны. Они сообщают о том, что в гигантской пещере, но­сящей имя Заратуштры в его жреческом варианте, есть некая полая скала, полная испещренных надпи­сями табличек и, и что эти таблички, возможно, когда-нибудь будут обнаружены. Эта пещера, с ее скалой, табличками и множеством настенных надпи­сей, находится на вершине одного из пиков восточ­ного Тянь-Шаня, значительно дальше его стыка с Белор-Таг, где-то вдоль восточного направления. Одно из полуживописных-полуначертанных проро­честв и поучений, приписываемых самому Заратуштре, повествует о потопе, превратившем внутреннее море в мрачную пустыню, называемую Шамо или Гоби. Эзотерический ключ к мистическим верова­ниям, когда-то легкомысленно названным Сабейс­кой или Планетарной Религией, а потом – Культом Солнца или Огня, согласно легенде, «висит в сей пе­щере». В этом предании великий Пророк изобража­ется с золотой звездой на сердце, представителем той расы допотопных гигантов, которая упоминает­ся в священных книгах и халдеев, и евреев. И со­всем неважно, примут ли эту гипотезу, или же отвергнут. Поскольку отрицание не делает обратное в его жреческом варианте более достоверным, то о ней равно стоило упомянуть.