Способы, помогающие бороться со сном водителю в долгом рейсе. Как не уснуть за рулем - самые эффективные способы

Статья о том, какие меры предпринять для того, чтобы не уснуть за рулем. Действенные методы. В конце статьи - интересное видео с лайфхаками о том, как предотвратить засыпание за рулем автомобиля.


Содержание статьи:

Длительные переезды, особенно в ночное время и на монотонной дороге – тяжелое испытание даже для опытных водителей и дальнобойщиков. Усталость и дремота за рулем в 25% случаев приводят к серьезным авариям на трассе. По статистике, реакция водителя уже через 4 часа непрерывного движения снижается вполовину, а через 8 часов – в 6 раз. Поэтому сонный человек за рулем однозначно признан более опасным водителем, чем пьяный.

Автомобилисты, вынужденные часто совершать длительные марш-броски, разработали несколько способов обмануть организм и благополучно достичь цели путешествия.

Методы предотвращения засыпания за рулем

1. Попутчик


Это наиболее простой, бюджетный, но и надежный метод. Одинокие водители очень часто попадают в аварии, зато интересное общение по телефону со специально взятым попутчиком или случайным автостопщиком как ни что другое стимулирует работу головного мозга.

Польза «штурмана» еще и в том, что по бессвязным или медленным ответам водителя он сумеет вовремя заметить его сонное состояние и постараться взбодрить.


Если же жертвой ночного бдения падет сам попутчик, его следует переместить на заднее сиденье. Связано это не с обеспечением ему комфорта, а с психологическим механизмом: как заразителен зевок другого человека, так и вид спящего вызывает еще большую усталость. Главное – не переборщить и не увлечься беседой так, что забыть о внимательности на дороге.

2. Песни/фильмы


Если попутчика не нашлось, помогут энергичные песни или динамичный фильм. Парадоксально, но максимально громкая музыка оказывает прямо противоположный эффект. Она утомляет нервную систему, вызывая желание тишины и, как следствие, сна. Поэтому заранее следует записать сборник любимых бодрых песен, которые можно с удовольствием распевать во все горло.

Польза от сольного концерта вполне объяснима с физиологической точки зрения – во время громкого пения легкие начинают активнее функционировать, а поступающий в кровь кислород будит весь организм. Мозговую же деятельность будет стимулировать потребность вспоминать текст песни и попадать в мелодию.

Не подойдут для целей просыпания аудиокниги и классическая музыка. Зато триллеры или фильмы ужасов могут захватить внимание и отбить желание спать. Но этот способ подойдет для тех, кто может слушать, но не смотреть фильмы. Иначе водитель будет постоянно отвлекаться на экран и с большей вероятностью попадет в ДТП.

3. Тонизирующие напитки


Чай и кофе на всех действуют по-разному: кому-то достаточно растворимого кофе для бодрости, а на кого-то не подействует и крепчайшая заварка типа «чифирь». Но есть здесь и обратная сторона – горячие жидкости обладают умиротворяющими свойствами, вызывающими желание завернуться в одеяло и погрузиться в сладкие грезы. В любом случае, эффект любого кофеиносодержащего напитка длится не более 2 часов. Усилить их действие помогут натуральные стимуляторы вроде элеутерококка, женьшеня или большого ломтя лимона, которые содержат в себе тонизирующую гликолевую кислоту.

Опытные дальнобойщики в придорожных кафе заказывают ледяной сок или лимонад , чтобы активизировать все внутренние процессы.

Если говорить о «синтетических» энергетика х, они в основной своей массе тоже основаны на кофе. Более длительный эффект обеспечивают всевозможные добавки – экстракт гуараны, витамины, таурин, полезные кислоты. В отличие от натуральных средств они быстрее начинают работать, производя куда более яркое бодрящее действие. Воздействие их на организм столь же индивидуально, поэтому иногда необходимо попробовать несколько различных напитков, чтобы определить степень их воздействия на организм.

Не стоит заменять качество количеством, считая, что чем больше употребить энергетиков, тем сильнее они подействуют. Подобные напитки крайне вредны для здоровья, очень сильно влияя на сердечную деятельность, поэтому не следует выпивать более 3 порций в сутки.

4. Медикаменты


Так называемые энергетические таблетки удобны тем, что не требуют подстаканников, не испачкают сиденье на ухабах и не занимают много места. За несколько дней до планируемой поездки можно пропить курс специальных витаминов, улучшающих мозговую деятельность, но ни в коем случае не препаратов, насильно отбивающих желание спать.

5. Еда


Настоящая, вкусная, плотная еда спровоцирует непреодолимую сонливость. Поэтому в дорогу стоит брать какой-либо незначительный перекус, желательно требующий механических действий – семечки, фисташки. Дополнительные задачи по очищению скорлупы отвлекут водителя от монотонности дороги, а продукты с ярким вкусом типа кислых конфеток встряхнут организм.

Дальнобойщики делятся хитростью – если держать в машине лимон, периодически отрезать от него дольки и нюхать их, это будет стимулировать гипоталамус и повышать степень концентрации.

6. Электронные датчики-будильники


Некоторые современные автомобили оборудованы специальными системами, способными по изменению манеры движения и управления автомобиля, а также на сновании данных с датчиков, следящих за поведением глаз, вычислить усталость водителя и подать ему соответствующий сигнал.

Очень распространен электронный помощник , который следит за сменой полосы без включения поворотника и издает резкий, неприятный сигнал. Таким образом была спасена жизнь не одного заснувшего водителя, случайно выскочившего на встречную полосу или на обочину.

Еще одно полезное устройствосигнализатор усталости . Этот прибор напоминает небольшую Bluetooth-гарнитуру, которая реагирует на движения головы. Если они начинают походить на «клевание носом» при засыпании, прибор будит своего хозяина громким звуком.

7. Концентрация внимания


При накатывающейся сонливости нужно найти способ сконцентрировать внимание, чтобы преодолеть это состояние. Поможет принятие правильной посадки за рулем – выпрямленная спина, руки на руле в положении «без пятнадцати три». Обмякшее тело, удобно устроившееся в кресле, как бы дает бессознательный сигнал о переходе к режиму отдыха.

Затем нужно занять чем-то мозг, например, считать встречные машины, решать логические задачи, отгадывать загадки или кроссворды, которые предварительно можно скачать в электронном аудио варианте на планшет или телефон.

Но нельзя концентрироваться на каком-то одном внешнем элементе, – убегающей под колеса линии разметки, сливающемся свете фонарей, - подобная монотонность быстро и надежно убаюкает.

8. Разминка


Любое физическое упражнение, любое напряжение мышц способно взбодрить человека. Каждому организму нужны свои действия, чтобы убедить его бодрствовать: потанцевать под музыку, от души потянуться, сильно потереть уши в самых активных точках, помассировать глазные яблоки, остановиться на обочине и пройтись, сделать активную зарядку.

В салоне автомобиля следует снизить температуру, ведь, как известно, в тепле намного сильнее хочется спать. Для этого можно выставить температуру кондиционера, но еще лучше открыть окно для дополнительного эффекта бодрящего ветра.

Еще одним стимулятором послужит пульверизатор с прохладной водой , чтобы периодически сбрызгивать лицо, имитируя умывание. От ощущения песка в глазах избавят глазные капли, которые снимут дискомфорт и покраснение.

Заключение

Для первой дальней поездки следует запастись всеми средствами, которые придут в голову, чтобы определить, какие из них подействуют. У каждого человека свой порог утомляемости: кто-то с легкостью преодолеет 1500 км, а для кого-то 500 км является подвигом. Кто-то предпочитает скоростные трассы, чтобы быстрее добраться до пункта назначения, а кто-то выбирает более длительные второстепенные дороги, требующие концентрации внимания, чтобы не устать от убаюкивающего прямого шоссе.

Со временем водители находят способы оттягивать момент засыпания: изобретают собственные рецепты энергетических напитков, вроде кофе с колой, устраивают соревнование с другими водителями или выбирают себе лидера, от которого стараются не отставать, отвлекают себя кислыми яблоками или острыми перчиками.

Если же все испробовано, а веки по-прежнему слипаются, не надо испытывать судьбу и остановиться на ночлег. Не нужно переоценивать свои силы, стремиться быстрее проехать расстояние и, возможно, вызвать серьезную аварию. Даже получасовой сон существенно облегчит состояние организма и даст заряд для преодоления следующей сотни километров.

Видео лайфхаков - как не уснуть за рулем:

Садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения опасно: даже если не попадёшь в ДТП, велика вероятность остановки сотрудниками ДПС, с вытекающими последствиями. А вот сонного человека, даже если и остановят, оштрафовать никто не сможет. Хотя невыспавшийся водитель ничем не лучше выпившего.

Сон за рулем – дорога в никуда

Согласно статистике дорожно-транспортных происшествий в европейских странах и России, каждая пятая авария происходит по вине уснувшего водителя. Несмотря на советы и лайфхаки, как не заснуть за рулём, люди продолжают гибнуть в смертельных авариях. Причина – несерьёзное отношение к сну. Считается, что взрослый человек может себя контролировать, если не находится под действием наркотиков или алкоголя.

Недостаток сна сказывается на состоянии головного мозга и центральной нервной системы не менее, а иногда и более пагубно, чем алкоголь. Сон коварен тем, что наступает незаметно, и если водитель успеет проснуться, порой бывает поздно. Последствия езды в сонном состоянии – выезд на встречную полосу, лобовые столкновения, съезд с дорожного полотна и т.д.

В европейских странах каждая трасса с обеих сторон оснащена «стиральной доской», это участки дорожного полотна с мелко-волнистым покрытием: когда водителя одолевает сон и автомобиль съезжает с основной дороги, машина начинает вибрировать, проезжая по этому покрытию. Это заставляет водителя проснуться.

Опасным временем для езды в авто считаются ночные и рассветные часы: физиология человека предполагает, что в это время организм спит. Но некоторые сферы жизнедеятельности невозможно представить без автомобилей, преодолевающих километры дорог днём и ночью. Прежде всего, это водители-дальнобойщики. Люди этой профессии знают лучше всех, что значит уснуть за рулем. Им ведомы все способы, как побороть сонливость.

Способы борьбы со сном

Прежде чем разобраться в том, какой способ эффективный против сна, рекомендуется запомнить главное: организм обмануть нельзя. По крайней мере, на длительное время. Потребность во сне – важнейшая физиологическая потребность организма, и перебить её можно ненадолго. Если человек голоден и хочет есть – пьет воду, стараясь не думать о еде. Но если не съесть хотя бы маленькую порцию, иначе есть риск голодного обморока. Поэтому хочешь есть – поешь. Так же обстоит дело и со сном: способ бороться со сном за рулем – остановиться и поспать. Ещё лучше – не садиться в автомобиль без полноценного сна.

Из этого следует второй момент: идеального способа бороться со сном нет. У любого способа есть как свои плюсы, так и минусы.

Попутчик против сна

Вместе весело не только шагать, но и ехать. Многие водители, чтобы не спать за рулём, берут с собой в дорогу попутчиков. Разговор отвлекает от сна, а если шофёр начнёт засыпать, пассажир вовремя его разбудит. Присутствие человека в салоне всегда лучше езды в одиночестве. Оптимальный вариант – брать в дорогу человека, с которым водитель хорошо знаком. Такой попутчик быстрее, чем незнакомец, обнаружит недосып сидящего за рулём, и выберет лучший метод взбодриться.

Минус: попутчик тоже может захотеть спать, особенно если это дорога в ночь. Лучший способ, чтобы кто-то уснул за рулем – начать зевать, сидя рядом на пассажирском сиденье или вовсе задремать. Даже если пересадить такого соню на заднее сиденье, мысль о том, что в салоне кто-то спит, никак не тонизирует.

С осторожностью нужно относиться к автостопу. Незнакомый попутчик может оказаться, кем угодно и в лучшем случае можно лишиться автомобиля, в худшем – пострадать самому.

Прохлада

Человек плохо засыпает, когда ему холодно. Поэтому эффективное средство – прохладный свежий воздух в салоне. Чтобы не заснуть за рулем, рекомендуется проветрить салон перед поездкой, а в пути установить климат-контроль на такой уровень, чтобы температура воздуха не способствовала сну и расслаблению.

Минусы этого метода в основном касаются водителей, чьи автомобили попроще, в которых нет всяческих новшеств и даже стеклоподъёмник механический. Приоткрытое в дороге окно может по окончании пути сказаться на здоровье: простуда, насморк, больное ухо и шея со стороны окна.

Упражнения для самоконтроля и концентрации внимания

Чтобы водитель не заснул за рулем, можно выполнять несложные упражнения, в которых важно:

Сидеть нужно ровно, но не напрягая спину. Чувствуя приступ сон, сделать несколько глубоких вдохов. Вдыхать нужно через нос, после чего резко и быстро выдохнуть через рот. Такая дыхательная гимнастика поможет убрать усталость, снять состояние сна. Достаточно пять-шесть вдохов против сна. Дольше делать не стоит, может закружиться голова. Эти дыхательные движения помогают насытить клетки коры головного мозга кислородом и взбодрить нервную систему.

Концентрировать внимание можно на окружающей природе, каких-то изменяющихся картинках за окном, но это возможно при поездках в дневное время. Чтобы не уснуть за рулем ночью, нужно искать другие способы, потому что ночная трасса пустынна, а созерцание монотонной разметки или череды фонарей ускорит засыпание. Хороший способ сконцентрироваться и не дать себе погрузиться в сон – нарисовать в воображении карту своего путешествия и сделать отметки остановок, необходимых для того, чтобы размять ноги, перекусить, заправиться или просто откинуться на сиденье и подремать немного.

Таблетки, микстуры и ингаляторы

Прогнать сон за рулём можно с помощью медикаментозных средств, возбуждающих нервную систему. Это могут быть различные лекарственные формы, но таблетка удобнее всего. Её невозможно расплескать, не запачкает одежду и обивку салона. Также отсутствует запах и поможет взбодриться не хуже, чем чашка кофе или кружка чая. Ингалятором можно пользоваться, если надо срочно избавиться от наступающей сонливости.

Лучше всего бодрит и приводит в чувство запах нашатыря.

Выпускают ингаляторы помогающими устранить сон с различными бодрящими запахами: цитрусовым, хвойным и др. Принимать медикаменты можно только после консультации с врачом. Любой кодеин-содержащий препарат влияет на работу сердечно-сосудистой системы, поэтому используя в дороге лекарство против сна, нельзя допускать передозировку. Это касается и напитков с элеутерококком, женьшенем, эхинацеей и т.п.

Чайку или кофейку?

Советские дальнобойщики со стажем, отправляясь в дальний путь, берут с собой большой термос с круто заваренным чаем, для них это было лучшее лекарство от усталости и против сна. Горячий бодрящий напиток помогает обрести второе дыхание, особенно тем, кто находился в пути долгое время. Кофе в СССР не так был распространён. Также считалось, что кофеин для сердца вреднее, чем чай.

В наше время можно брать с собой для борьбы со сном:

  • кофе;
  • энергетические напитки.

В отличие от советских водителей, на заправке можем взять стаканчик горячего кофе или чая. Такой способ разгонять сон хорош тем, что для того, чтобы выпить горяченького. В любом случае нужно сделать остановку.

Энергетические напитки прогоняют сонливость и вялость, но отношение медиков к этому средству неоднозначно. Избыточное потребление энергетиков может сначала вызвать тахикардию и перевозбуждение, после чего наступает угнетённое состояние. Поэтому лечить недосыпание лучше традиционными напитками, в которые полезно добавить лимон.

Но следует знать, что у каждого человека есть свой порог восприимчивости. При определённой степени усталости и недосыпания водителю всё равно будет хотеться спать. Сколько бы бодрящих напитков он ни выпил, они не окажут нужного действия.

Сигарета против сна или остановка по требованию

Сигарета воспринимается, как хорошее средство взбодриться и не погрузиться в сон. Это утверждение в высшей мере спорное, и такой метод можно принять с натяжкой только в том случае, когда водитель остановит машину и выйдет на улицу, чтобы покурить.

Во всех остальных случаях человек обманывается первой бодрой реакцией на никотин, но после этого сосуды головного мозга резко сужаются, что ухудшает и без того заторможенную работу ЦНС. Если человек курит в салоне, его состояние усугубляется ещё больше. Поэтому совет: не курить в дороге, особенно если хочется спать.

Лейся песня на просторе – аудиосопровождение на дороге

Музыка музыке рознь, и фонотеку в путь нужно подбирать тщательно, с учётом того, что:

  • классическая музыка оказывает умиротворяющее воздействие на человека;
  • музыка громкая и агрессивная быстро притупляет сознание;
  • от тихой музыки хочется спать.

Лучшая музыка в пути – это песни, которые можно петь.

Неважно, будет водитель петь в одиночку, с радио или с пассажиром. Во время пения хорошо вентилируются лёгкие и в мозг поступает кислород, а потребность помнить слова песни заставляет мозг работать и не даёт погрузиться в сон.

Можно слушать в дороге радио, потому что в эфире чередуются музыка и человеческая речь. Это требует переключения восприятия и тоже отвлекает от сна. Некоторые водители, у которых авто имеет соответствующее техническое оснащение, смотрят в дороге фильмы, чтобы не уснуть. Но тут велик риск засмотреться, и отвлечься от дороги. Аудиокниги вообще лучше слушать перед сном, но не в пути.

Немного адреналина

Совет, как побороться с сонливостью, разнообразя монотонную езду всякими манёврами, не выдерживает никакой критики. Если пытаться аккуратно притормаживать, а потом прибавлять газ, и тем более начинать без особой на то нужды перестраиваться, менять полосы – не избежать аварийной ситуации. Сонный мозг не в состоянии быстро реагировать даже при безопасной, с точки зрения ПДД, езде. Ошибка полагать, что мозг вдруг проснется, если намеренно создавать опасную ситуацию. Вероятность того, что он не отреагирует, гораздо больше.

Такая «адреналиновая» езда опасна и днём, и ночью. Днём потому что вокруг водители, которые могут не оценить такой метод борьбы со сном. Ночью – потому что отсутствие или малое количество транспорта на дороге усыпляет бдительность и погружает в сон. А значительное превышение скорости это прямой путь к проблемам, самая незначительная из которых – лишение водительских прав.

Еда в пути – вызывает сон или помогает взбодриться?

Плотная еда вызывает сонливость всегда, т.к. для переваривания тяжёлой пищи к желудку приливает кровь, а мозг, соответственно, при этом её недополучает, из-за чего работает хуже. Поэтому в пути нужно соблюдать простые правила питания: не есть много, и избегать слишком калорийной пищи.

Если хочется спать и есть одновременно, лучше всего съесть кусочек чёрного горького шоколада. Этот продукт прекрасно тонизирует и при этом подавляет чувство голода. Таким образом, против сна подходит шоколад, но исключительно черный.

Умыться и взбодриться

Если не получается толком выспаться, нужно остановить авто, выйти и сделать несложные упражнения:

  • приседания;
  • круговые махи руками («мельница»);
  • прыжки;
  • бег на месте с высоким подъёмом бедра.

Такой метод борьбы со сном лучше всего использовать в стороне от скоростных трасс, чтобы у водителя было достаточно места для физзарядки.

Будильник и другие приборы против сна

Для безопасности в дороге выпускается много гаджетов «антисон». Это может быть как специальный прибор, который улавливает физиологические изменения (частота сердцебиения, дыхание) и оповещают человека звуковым сигналом о том, что он засыпает, так и обычные будильники, включающиеся с заданным интервалом (для этого можно использовать и мобильные телефоны).

Автомобиль можно оснастить системой безопасности, которая оценивает адекватность вождения и безопасность манёвров, и реагирует на нарушения резким звуком. Это касается съезда на встречную полосу, несоблюдения дистанции, выезда на обочину.

Лучше сна – только сон

Лучший метод борьбы со сном – это сон. Пусть это будет даже перерыв на сон, 30-40 минут, но это поможет мозгу восстановиться. После такого «тихого получаса» водитель почувствует себя бодрее. Для этого нужно съехать с дороги, а в случае необходимости поставить аварийные треугольники. Сиденье нужно откинуть и принять комфортную позу. Особенно важны такие перерывы на сон в тех случаях, когда дорога длится сутки и более.

Но и лучшие меры в данном случае – это полумеры. Водители всегда должны высыпаться, особенно если предстоит долгий и дальний путь. Человек за рулём должен ощущать свою ответственность за безопасность на дороге.

Чтобы не спать в пути, посмотрите полезное видео

На безопасность движения влияет как недосып, так и слишком длительное пребывание за рулём без перерыва. Чтобы обезопасить себя и других, нужно вовремя реагировать на сонливость, используя наиболее эффективные для каждого случая методы.

Каждое пятое ДТП происходит по причине засыпания водителя за рулем… Именно так вкратце можно охарактеризовать причину, по которой я уже довольно долгое время занимаюсь проблемой «сонного» вождения. На сайте www.sleepnet.ru сну за рулем посвящен целый раздел . Пришло время украсить советами для автомобилистов и свой блог. Итак…

Ты в дальнюю дорогу

Бери с собой друзей:

Они тебе помогут,

И с ними веселей.

Между прочим, очень ценный совет, так что приглядите себе возможного попутчика. Он сможет развлекать вас разговорами и не давать спать. А если он еще и водить умеет, то цены ему нет: по пути будете меняться, чтобы вы могли отдохнуть. Только предупредите его, в чем будет состоять его миссия. Потому что, если человек рассчитывает вздремнуть в дороге, он вам «не пара»: присутствие в автомобиле спящего, особенно на пассажирском сиденье спереди, усугубит и вашу собственную сонливость. Пассажира для поездки не нашлось? Что ж, тогда вы сами за себя в ответе, и ваше благополучное прибытие зависит только от вас. Как говорится, «утонешь – домой не приходи!» Почитайте советы, как не уснуть за рулем – и в путь!

  • Каждые 2 часа старайтесь останавливаться на 10-15 минут. Это нужно даже в том случае, если спать вы не хотите. Выйдите из машины, подвигайтесь, проветрите салон, отдохните – это придаст сил.
  • Начали уставать от дороги? Тогда тем более остановитесь и дайте себе отдых. Можете сделать несколько физических упражнений (неподвижность усугубляет сонливость) или просто посидеть с закрытыми глазами.
  • Вы
    уже давно едете, и вам это порядком надоело. Вы смотрите строго вперед, периодически зеваете, у вас слегка жжет глаза, а в голове крутится какая-нибудь глупая фраза или строчка из песни. Если это так, то риск заснуть растет с каждой минутой. Все еще размышляете, как не уснуть за рулем? Не мучайте себя: остановитесь и поспите. 20-25 минут сна будет достаточно для того, чтобы взбодриться на несколько часов. Это самый лучший способ, которым вы можете нейтрализовать сонливость.
  • Если решите поспать, выпейте перед сном кофе или крепкого чая. Это не шутка. Дело в том, что кофеин начинает действовать не сразу, а спустя примерно 20 минут после приема, так что его эффект проявится как раз к тому моменту, как вы проснетесь. Это еще больше вас освежит. Кофе особенно важен, если вы думаете, как не уснуть за рулем ночью. Если остановитесь с намереньем вздремнуть всего 20 минут, ваша легкая дремота может перейти в здоровый продолжительный ночной сон. Кофе же позволит легко проснуться и продолжить путь с новыми силами.
  • Чтобы вам было удобнее отдыхать на остановках, возьмите с собой подушку для шеи, повязку на глаза и пару беруш. Это позволит создать приемлемые условия для сна даже в таком необычном месте для отдыха, как личное авто.
  • Следующие советы – для тех, кто хочет побороть сонливость «на ходу», не тратя время на остановки. Вы можете это сделать, слушая музыку. Говорят, незнакомые мелодии действуют более возбуждающе, чем известные композиции, но это – кому как. В любом случае, энергичная музыка позволит вам стряхнуть с себя сонливость. Не забывайте подпевать! Это еще больше вас активизирует. Если едете по пустынной трассе, можете воспользоваться этим обстоятельством на полную катушку. Орите во весь голос, устройте себе караоке, вас никто не услышит и не осудит. Ну, где еще вы бы смогли себе такое позволить, кроме как на последнем новогоднем корпоративе? Между прочим, недавно за рубежом было проведено исследование, показавшее, что слушать музыку и петь – это очень хороший и эффективный совет, как не уснуть за рулем.
  • Холод бодрит – это известно всем. Во время движения открывайте окно, грызите кубики льда, брызгайте холодной водой на лицо. Только не простудитесь. Дальнобойщики, чтобы не уснуть за рулем ночью, практикуют “поцелуй снежной королевы” – несколько раз проводят льдом по внутренней поверхности губ и щек. Говорят, помогает!
  • Не сосредотачивайтесь на мыслях о том, как вам хочется спать. Напротив, попытайтесь отвлечься. Перед сном принято думать о хорошем, а вы, чтобы достичь обратного эффекта, подумайте о чем-нибудь неприятном. У каждого в жизни были эпизоды, вспоминая которые, нас бросает в жар от стыда или нам хочется кого-нибудь побить. Используйте эти воспоминания в такой благой цели, как выживание на дороге.
  • Чаще меняйте направление взгляда: вперед, в зеркало заднего вида, вправо, влево… Но, вместе с тем, не увлекайтесь этим слишком сильно и не забывайте следить за дорогой.
  • Как не уснуть за рулем ночью? Не забывайте перекусывать по пути. Для этого особенно хорошо подойдут сладости, как источники энергии. К тому же, прием пищи – занятие, требующее определенной аккуратности и сосредоточенности. Так что, пока вы двигаете челюстями, вы точно не заснете.
  • Если вы считаете себя хорошим водителем (и, самое главное, если все ваши знакомые с вами согласны), можете грызть в дороге семечки. Говорят, от сна это отвлекает просто отлично. Но и от дороги тоже, так что надо соблюдать осторожность. В качестве варианта можно использовать попкорн – по крайней мере, от него не будет такого количества кожуры по всему салону.
  • Напом
    инайте себе о правильной посадке за рулем. Когда вы устаете, ваши плечи становятся ссутуленными, спина – согнутой, брюшной пресс – расслабленным. А когда тело находится в «позе отдыха», сонливость одолевает быстрее.
  • Недавно один знакомый водитель посвятил меня в еще один секрет поддержания бодрости во время вождения. В пути он советует много пить и терпеть нужду. Экстравагантно, конечно, но на войне все средства хороши. Так что, если вы воюете со сном, и он начинает вас побеждать, этот способ использовать тоже можно.
  • В качестве средства для профилактики засыпания можно использовать специальные антисон-приборы для водителей. Существует множество моделей таких приспособлений, но самые «ходовые» представлены в виде «наушника», браслета или кольца. Они регистрируют наклоны головы или электрическое сопротивление кожи. Как только они «считают», что человек засыпает или может заснуть, сразу же издают тревожный сигнал.

Надо сказать, это довольно неплохие устройства, но полностью доверять свою жизнь прибору, все же, не стоит. Мало ли, вдруг он случайно окажется неисправен… К тому же чувствительность таких приспособлений не всегда достаточна для того, чтобы считать их надежными. В общем, не стоит перекладывать все заботы о том, как не уснуть за рулем, на электронное устройство. Хотя, если вам приходится регулярно путешествовать на большие расстояния, заиметь себе нечто подобное будет полезно. Больше почитать про эти приборы можно , а познакомиться с самой ходовой моделью – .

Выполнение советов, как не уснуть за рулем, многим помогло избежать трагедии. Возможно, когда-нибудь они пригодятся и вам. Увы, часто бывает, что люди недостаточно серьезно относятся к засыпанию за рулем и не верят, что это может произойти и с ними. На этот счет в моей копилке поучительных историй как раз есть одна.

Несколько месяцев назад я сотрудничал с журналами для автолюбителей, где публиковал свои статьи о сонливости за рулем, ее возможных причинах и последствиях. Те редакторы, которых удавалось заинтересовать темой, охотно соглашались публиковать материалы. Однако с одним человеком, редактором журнала АБС-авто, мне долго не удавалось договориться. Во-первых, он разрешил опубликовать лишь небольшую заметку, а не статью, во-вторых, его не устраивало содержание… Его совсем не заинтересовала статья о том, что делать, чтобы не уснуть за рулем. В конце концов он извинился и сообщил, что руководство журнала отказалось от публикации: издание узкоспециализированное, посвящено автомобилям, а здоровье водителей – не их дело.

Я уже и забыл об этом случае, но где-то через месяц редактор снова написал мне письмо – с вестью о том, что текст был опубликован, да не на скромную заметочку, а на целый разворот. Причина перемены решения заключалась в том, что он сам заснул за рулем и в результате чуть не погиб. Для интересующихся – эта статья .

Так что не зарекайтесь: пасть жертвой несвоевременного засыпания может каждый водитель. Чтобы этого не произошло с вами, помните о мерах предосторожности на дорогах. Сев в машину, думайте о том, как не уснуть за рулем и как благополучно доехать до нужного места. Даже тогда, когда вы бодры и выспались. Ведь заснуть можете не только вы, но и водитель автомобиля, мчащегося вам навстречу…

Видеозапись лекции, посвященной взаимосвязи синдрома обструктивного апноэ сна и ДТП:

Вы собрались в далекую поездку на своем автомобиле? Тогда дадим вам несколько советов, как не уснуть за рулем, чтобы ваши приключения не закончились трагически. Особенно важно учесть эти правила тем, кто отправляется в такое путешествие впервые, ведь вы еще не знаете своего порога усталости, а состояние бесконтрольного засыпания вам вряд ли когда-то было известно.

Почему мы засыпаем за рулем?

Причина очевидна для любого медика, но далеко не так проста для понимания людям не медицинского толка. Опытные водители и иногда даже новички, особенно мужчины, амбициозно заявляют, что они себя полностью контролируют в любой момент своей жизни, а заснуть за после «хорошего сна сегодня утром» это и вовсе абсурд. Но дело ведь тут не только в бодрости и трезвости, ответственности и тренировках. Так разберемся, почему же происходит такая досадная ситуация, которая порой заканчивается трагедией на дороге.

Даже вполне хорошо чувствующий себя водитель способен потерять бдительность и реакцию, если движется продолжительное время в монотонных дорожных условиях, не прерываясь на отдых или зарядку. Примерно рассчитано, что за 4 часа такого режима вы потеряете свою сноровку ровно на половину, а уж если довелось ехать 8 часов, то в шесть раз вы станете менее бдительны. Этого никому не пожелаешь, потому что вы становитесь менее предсказуемы, чем пьяный за рулем, потому что тот хотя бы наблюдает за дорогой, но по своей какой-то стратегии.

Никакие регалии и опыт не спасают от проблемы засыпания за рулем. Единственное, что у опытного водителя состояние бесконтрольности наступает чуть позже, где-то после 1000 км, а вот новички сдаются еще до отметки в 500 км. А ночью эти дистанции укорачиваются, ведь включаются еще и биологические часы, которые велят вам спать.


Гастрономические и физические мероприятия

Когда на горизонте появился магазин, у вас есть еще несколько возможностей вернуть себе бодрость. Кофе, другие горячие напитки и энергетики могут неплохо зарядить вас на некоторое время, но важно знать, действует ли на вас кофеин, и какой напиток лучше придает вам бодрость . Есть немалый процент людей, кому этот способ не подходит, банально не действует или требуется большая концентрация. Но злоупотреблять этим не стоит, много кофе вредно для сердца, а напитки тем более.

Помогают в дороге и энергетические таблетки, это тот же напиток, но в сухом виде, но употребить их удобнее, собственно, как и хранить, ведь места занимается совсем чуть-чуть. Но увлекаться ими не стоит. Есть еще один способ, в котором вам пригодится магазин, это еда. Лучше мелкая и с ярким вкусом, например, конфетки или сухарики, чтобы можно было есть постоянно, но не пересыщаться, потому что сытость – лучший друг сна.

Теперь посмотрим, как можно тонизировать себя физически. Установите, если комплектацией авто не предусмотрено, сигнализатор усталости . Конфигураций и реализаций слежения за водителем множество: маневрирование без оповещения поворотниками, движения глаз, положение головы и т.д. Резкие звуки разбудят вас и уведомят, что вы засыпаете, предложат передохнуть.

Физически на себя можно подействовать еще манипуляциями с мышцами тела, напрягая отдельные группы и расслабляя, микроклиматом в салоне, снизив температуру, или утереться влажной салфеткой. Потрите уши, пожуйте жвачку, закапайте или помассируйте глаза, съешьте кусочек лимона. Если ездить вам приходится чаще, экспериментируйте со способами, выбирайте идеально помогающий вам.


Как не уснуть за рулем – общение и развлечения

Конечно, никто не призывает вас изводить свой организм и не давать ему спать приведенными ниже способами, но это поможет вам не создать аварийной обстановки на дороге и доехать до ближайшего кемпинга или отеля. Итак, начнем с доступных методов, если вы почувствовали неожиданно усталость, а под рукой только авто и пассажир. Самым лучшим вариантом будет помощь вашего спутника, пусть он с вами постоянно говорит, причем задает вопросы, требующие связанного и развернутого ответа, рассуждения и т.д. Пусть поспорит с вами, посмейтесь, пошутите.

Если это невозможно или собеседника попросту нет, все равно доступно, включайте подвижную музыку, подпевайте, дурачьтесь. Лучше не прибегать к классике, монотонным мелодиям или аудио-книгам, где диктор безэмоционально начитывает текст. Это, конечно, заставляет ваш мозг включиться в работу, приободрив вас, но это ненадолго, вы и не заметите, как начнете клевать носом, причем еще успешнее, чем до этого.

Не пренебрегайте также способом концентрации внимания, для этого тоже не нужно специальных приспособлений. Только не заостряйте взгляд или внимание на чем-то одном, все время переключайтесь. Например, считайте красные машины на встречной полосе, или женщин за рулем, затем переключитесь на столбы, затем рассматривайте номера машин, но не забывайте посматривать и на дорогу, все же во всем должна быть золотая середина.

Сон водителя за рулем неминуемо приводит к тяжелейшим последствиям как для самого водителя и его пассажиров, так зачастую и для совершенно посторонних людей. Неуправляемый автомобиль, даже легковой, весом в 2-3 тонны, едущий со скоростью 50-80 км в час способен натворить немало бед. А что уж говорить о тяжелых фурах или пассажирских автобусах. Достаточно посмотреть на статистику автомобильных происшествий, что бы в этом убедиться.

Причины приводящие к засыпанию водителя за рулем следующие:

1. Усталость. Водитель достаточно долго находился за рулем (характерно для профессионалов) или накануне выполнял продолжительную и монотонную тяжелую работу (характерно для любителей). Особенно опасно, когда долго за рулем находится человек не тренированный, Совершающие длительные поездки изредка.

2. Алкогольное опьянение. Даже при незначительной «разрешенной» дозе алкоголя в крови водителя в 0,3 промиле, алкоголь способен резко увеличить вероятность засыпания водителя. Если за столом, в компании минимальная доза алкоголя бодрит, то при достаточно монотонной езде, особенно в одиночку, действие алкоголя прямо противоположное, он становится снотворным.

3. Монотонная дорога. Дорога без каких либо особенностей, широкая, с одинаковой на вид обочиной, особенно хорошо знакомая, где «ничего не может случиться» сама по себе действует успокаивающе и начинает усыплять.

4. Езда в неурочное время, ночью. Люди имеют психологическую расположенность к бодрствованию и сну в определенное время суток и разделяются условно на т.н. «сов» и «жаворонков». Кто то с легкостью может встать и в 4 часа утра, но вечером в сон его клонит еще засветло. Или наоборот, он может бодрствовать хоть до 2 часов ночи, но до полудня он потом просто «никакой». Если человек едет в не «свое» время, вероятность засыпания резко увеличивается. Кроме того существуют кратковременные периоды «расслабленности» человека даже в середине его активного периода.

5. Езда после обильного обеда. Большое количество пищи в желудке вызывает отток крови от мозга. Мозг начинает «подремывать». Именно поэтому после обеда люди, особенно среднего и пожилого возраста предпочитают сиесту - «соснуть часок-другой». Привычка полезная, но вот ехать только что встав из-за стола, с набитым желудком категорически не рекомендуется.

6. Прием лекарств. Существует достаточно большой перечень лекарств снижающих реакцию, успокаивающих нервную систему, снимающих болевые ощущения. Соответственно возрастает вероятность засыпания.

Перечень причин можно и продолжить и индивидуализировать. Причины обычно действуют совокупно, накладываясь одна на другую, что многократно усиливает вероятность сна за рулем. Для водителя важно уметь правильно их предвидеть, анализировать, учитывать и устранять или избегать. Например, если вам уже за 40, и после обеда вы привыкли немного подремать, и организм уже к этому привык, то ни при каких обстоятельствах, разве что экстремальных, не допускающих перенос поездки, не садитесь за руль после обеда. Как бы вы не были «бодры и веселы», пройдет минут 15 поездки и вы начнете клевать носом.

Признаки начала засыпания водителя за рулем. Если вы их начинаете у себя обнаруживать, пора срочно принимать меры.

1. Снижение бдительности. Мысли начинают блуждать в темах совершенно далеких от поездки, приходят какие то старые воспоминания… Вы замечаете, что не можете вспомнить как вы только что проехали какой то участок дороги, что передавали по радио. Вы слышите, но не понимаете радиопередачу. Это значит, что вы фактически спали наяву, с открытыми глазами.

2. Снижение внимательности. Вы перестаете понимать показания приборов, перестаете отмечать про себя дорожные знаки, перекрестки, пейзаж. Взгляд концентрируется на очень дальних участках дороги и с трудом переносится на предкапотное пространство.

3. Отсутствие концентрации и напряжения в руках и ногах. На прямых участках хочется рулить «одним пальцем». Пропадает желание делать резкие движения, общая вялость.

4. Во рту появляется некоторая сухость, глаза становятся «тяжелыми», время моргания значительно увеличивается, глаза хочется держать закрытыми «хоть несколько секунд».

Сам водитель может в полной мере не осознавать того, что он начинает подремывать. Поэтому если вы едите «за пассажира» - не лишне будет посматривать за состоянием водителя, что бы вовремя его «разбудить». Признаки засыпания водителя такие:

1. Речь становится менее внятной, ответы на вопросы следуют небыстро, с задержкой, мысль перескакивает на другой предмет.

2. Движения вялые, водитель как бы вздрагивает и концентрируется. Очевидно, что он до этого момента подремывал.

3. Водитель клюет носом, голова то опускается вперед, то немного запрокидывается назад.

4. Водить часто проводит ладонью по лицу, трет лоб, щеки, затылок, пытаясь себя взбодрить.

5. Водитель постоянно ерзает по сиденью, меняет позу, то и дело проветривает салон, открывая стекло.

6. Нечетко держит дистанцию до впереди едущих автомобилей, то близко к ним приближаясь, то значительно отставая без особой причины. Двигается с нестабильной скоростью.

7. Начинает «упускать» автомобиль, то и дело заезжая на обочину или встречную полосу.

Если водитель не реагирует на ваши предостережения, как бы вам не было хорошо ехать – лучше попросить его остановиться и отдохнуть, или вовсе выйти из машины - целее будете.

Самый лучший и действенный способ избежать засыпания за рулем - это предупреждать подобные явления. И рекомендации тут довольно простые.

1. В любой путь надо отправляться отдохнувшим. Будь то поездка на 50 км или на 500. Соответственно и отдых накануне должен быть под стать поездке. Если вы даже перед короткой поездкой посидите в полудреме полчасика-часок, спокойно, продумывая весь путь мысленно, а если удастся – то и вздремнете, то и дорога будет легче и короче. Перед дальней поездкой необходимо просто полноценно выспаться.

2. Во время движения не допускать непрерывной езды более 2-3 часов. Оттого, что вы каждые 2-3 часа будете останавливаться минут на 10-15, средняя скорость ваша не упадет, вы даже на длинный маршрут потратите всего на полчаса больше. Зато приедете целым и невредимым.

3. У каждого человека есть определенные возрастные и физиологические особенности, в частности, бывают периоды более активные и пассивные. Обычно это послеобеденное время (в 14-16 часов), после ужина (20-22 часа), ночью в 2-4 часа, и утром в 9-10 часов. Короткие поездки старайтесь не осуществлять именно в эти часы. А во время длинных - давайте себе отдых именно в это время, время минимальной активности организма.

4. Для поддержания себя в бодром состоянии применяйте различные средства. Как то - выпейте во время остановки немного кофе или просто периодически жуйте кофейные зерна. Периодически включайте и выключайте радиоприемник, меняйте радиостанции. Музыка одного и того же стиля быстрее утомляет, чем новостные передачи, перемежаемые музыкой разных стилей. Если вы едите один - возьмите попутчика и разговаривайте с ним на разные темы. Если он избегает разговоров – предупредите, что вы его взяли что бы не заснуть. Либо пусть развлекает разговорами, либо «поезд дальше не пойдет». Обычно это действует.

5. На остановках - разминайтесь после отдыха, умывайтесь прохладной водой, используйте освежающие салфетки. Если во время отдыха был перекус или еда, увеличьте время отдыха. Если вы или пассажиры перекусываете «на ходу» (чего вобщем делать не рекомендуется), то перекусывайте кисло-сладкими фруктами, желательно цитрусовыми, яблоками. Просто сладкие (бананы, груши) способствуют засыпанию. Если конфеты – то леденцы с кислинкой, а не шоколадные.

6. Избегайте применения в салоне дезодорантов воздуха с терпкими тяжёлыми «ночными» ароматами. Лучше пусть пахнет лимоном и другими цитрусовыми, хвойными растениями или свежими легкими «морскими» запахами.

7. Если вы приболели даже простудой в легкой форме, то лучше вовсе отказаться от поездки. Если это невозможно, будьте осторожны вдвойне. Особенно после приема лекарств.

8. Не геройствовать, пытаясь установить рекорд продолжительности поездки «за один день». Вы сможете проехать и тысячу километров, но на следующий день «не разогнетесь». А если предстоит ночевка в промежуточном месте маршрута, запланируйте ее так, что бы привал делил маршрут примерно равномерно, с некоторым перевесом на первые день и с достаточным временем отдыха. Если вы путешествуете с семьей или со слабым полом, не стоит излишне джентельменствовать, взваливая на себя двойную работу и по доставке и по обслуживанию пассажиров. Ту же вязанку дров для приготовления еды на пикнике лучше везти с собой, чем потратить лишний час на ее добычу на привале. Ваша задача – доставить пассажиров целыми и невредимыми.

9. Если пассажир сам начинает зевать и клевать носом, пересадите его на заднее сиденье, что бы он вас не усыплял своим видом.

10. Во время дальних поездок избегайте агрессивной езды. Агрессивный стиль езды изматывает водителя значительно сильнее. Не поддавайтесь на провокации других водителей, избегайте сложных условий езды. Например, если вы едете за фурой по грязной дороге, не стремитесь ее обогнать во что бы то ни стало. Может быть лучше остановиться на кратковременный отдых и отпустить ее вперед.

Но что же делать, если сам водитель заметил у себя подобные признаки засыпания или ему о них сообщил пассажир. Способ «лечения» тут вобщем то один. Необходимо остановиться на площадке отдыха или на широкой обочине, так, что бы автомобиль никакой своей деталью не выступал на проезжую часть дороги, заблокировать двери изнутри, немного приоткрыть окно с правой стороны, отодвинуть сиденье максимально назад, опустить спинку сиденья, сесть, положить руки себе на бедра, расслабиться, закрыть глаза и вздремнуть минут 15-20. Больше вы все равно не проспите, разве что совершенно вымотались, а основной пик усталости пройдет. После того, как проснулись, сделайте легкую разминку, по возможности умойтесь или протритесь освежающей салфеткой. Ближайшие несколько часов вы будете оставаться бодрыми и будете продолжать путь без признаков засыпания.

Это лучший способ, так как всяческие таблетки и напитки - стимуляторы лишь отодвигают время засыпания, но усталость накапливается и она может настигнуть водителя лавинообразно. Применять различные «ободрители» можно лишь тогда, когда маршрут почти пройден, и нет смысла устраивать привал. Но и в этом случае, следует оценить риск и взвесить, что вам важнее - приехать на 15 минут раньше или на остаток жизни целее…