Петровские реформы и их влияние на культуру россии. Роль петровских реформ в развитии культуры россии

18 столетие в истории России стало поистине судьбо­носным. Оно явилось временем коренных перемен, вызванных петровскими реформами. Своими преобразованиями Петр I круто повернул Россию на Запад. Этот поворот и его послед­ствия для развития России и русской культуры стали предме­том острого спора ученых и мыслителей, который с особой силой разгорелся в 19 веке и продолжается по сей день.

У одних начавшиеся перемены вызывали самую высокую оценку, восторг и восхищение, другие же, напротив, оценива­ли их весьма критически, усматривая в них истоки всех после­дующих бед и несчастий России. В частности, русский рели­гиозный философ П. Я. Чаадаев дает резко отрицательную оценку деяниям Петра, считая, что тот «вырыл пропасть меж­ду нашим прошлым и нашим настоящим».

Столь же критически смотрит на Петра французский фило­соф-просветитель Д. Дидро, полагая, что своей слишком по­спешной и форсированной европеизацией он нанес России непоправимый вред, лишив ее возможности и в будущем успешно осваивать западные достижения. Некоторые авторы укоряют Петра за то, что он разрушил прежнюю целостность русской культуры, сделал ее разорванной, противоречивой и больной, расколол на две части, одна из которых - культура высших слоев общества - утратила самобытность русской культуры, стала чужеродной для основной массы народа.

Сторонники петровских преобразований придерживаются иной точки зрения. Так, авторитетный историк С. М. Соловь­ев полагает, что европеизация оказалась вполне совместимой с культурно-историческим развитием России. По его мнению, Петр своими реформами осуществлял то, что на Западе имело место в эпоху Возрождения. Примерно такого же мнения при­держивался историк К. Д. Кавелин.

Петровские реформы трудно оценить однозначно, они име­ли двойственный характер. Прежде всего, сделанный Петром выбор между Востоком и Западом в пользу последнего был исторически необходимым и потому правильным. Попытки сохранить прежнюю самобытную Россию в неизменном виде вряд ли были осуществимы, либо они могли привести к утрате Россией своей самостоятельности и независимости, а вместе в этим - к исчезновению ее самобытности.

Начатые Петром преобразования вызвали экономический рост России, позволили ей значительно расширить свою тер­риторию - за счет присоединения Крыма, Северного Причер­номорья, Северного Кавказа и западных земель, превратили ее в великую и могучую империю. Благодаря победам в Северной и турецких войнах Россия получила статус балтийской и чер­номорской державы. В ней возникли новые крупные города Санкт-Петербург, ставший столицей государства, Севастополь, Екатеринослав, Екатеринодар, Екатеринбург, Одесса и др.

Высокий экономический и военный потенциал России по­зволял ей оказывать огромное влияние на ход мировой исто­рии. В то же время грандиозные преобразования стали тяже­лым испытанием для народа. За создание новой России ему пришлось заплатить огромную цену.

Исключительно сложной и неоднозначной является также фигура Петра. Он обладал невероятной силой воли, неисто­щимой энергией, твердым и настойчивым характером, был одарен многими талантами. Его кипучая деятельность покои­лась не только на воле, но и на широких знаниях, богатом практическом опыте. Петр был человеком высокой культуры. Он знал два иностранных языка (голландский и немецкий), и в совершенстве владел 14 ремеслами, имел острый ум и образ­ное мышление, наделен был сильным эстетическим чутьем.

Петр сожалел, что не может работать одновременно двумя руками: держать в правой руке шпагу, а в левой - перо. Это позволило бы ему сделать гораздо больше. Он считал, что предназначение государства - внутренняя и внешняя безопас­ность, а свою славу оно должно находить в искусстве и науке. Разворачивая Россию на Запад, он не отрекался от отечественной культуры и древних традиций. Он проявлял глубокое уважение к прошлому, что получало выражение в строительстве новых храмов, в особом почитании дела Александра Невского, останки которого были перенесены в Петербург, в спе­циально построенную для этого Невскую лавру.

Хотя эпоха «просвещенного абсолютизма» в России связывается с Екатериной II, на деле именно Петр был настоящим просвещенным монархом. То же самое можно сказать по от­ношению к Западу. Европа не знала такого правителя, как Петр, хотя понятие «просвещенного абсолютизма» обычно относят к ней. Петра по праву называли «северным исполи­ном». Подчеркивая масштабы его выдающейся личности, Пуш­кин отмечал, что Петр «один есть целая всемирная история».

В то же время его личность не была лишена крайностей. В его деяниях воля и произвол иногда брали верх над мерой и разумом. Некоторые свои реформы он начинал без должной подготовки, а при их проведении допускал излишнюю поспешность и нетерпение. Его любимыми выражениями были «не мешкать», «учинить по сему немедленно». Максимализм и бескомпромиссность Петра иногда переходили в дикую ярость и беспощадную жестокость. Это случалось даже по отноше­нию к его близким, в частности к сыну Алексею.

Глубокому реформированию были подвергнуты практиче­ски все области общественной жизни - государственно-административное устройство, экономика, армия, Церковь, наука и просвещение, художественная культура. Основное со­держание и характер проводимых реформ выражали две тен­денции: секуляризация, т. е. обмирщение, ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре, а также ее европеизация.

В 1711 г. вместо прежней многочисленной Боярской Думы (до 190 чел.) Петр I учреждает Сенат, состоящий из 9 человек, назначенных самим царем. Критерием отбора в Сенат служили лишь деловые качества, а прежние наследственные привилегии не учитывались. Сенат выступал как высший орган по де­лам законодательства и государственного управления.

Ранее существовавшие приказы были заменены 12 колле­гиями (министерствами), ведавшими отдельными сферами государственного управления. Страна была поделена на губер­нии и уезды. Благодаря этим нововведениям государство дос­тигало высшей степени централизации и превращалось в аб­солютную монархию.

Исключительно важное значение имела реформа Церкви, которая существенно ограничила место и роль религии и Церкви в жизни общества. Главная потеря Православной Церкви - упразднение патриаршества. Его место заняла Ду­ховная коллегия, или Святейший Синод, во главе которого стоял обер-прокурор, назначаемый царем. Фактически Синод мало чем отличался от других государственных учреждений.

Церковь лишилась части своих земель и доходов, что суще­ственно ослабляло ее экономические основы. Духовенство ставилось в один ряд с другими сословиями. Священникам вменялось в обязанность не только содействовать проводимым преобразованиям, но и помогать властям в сыске и задержа­нии противников реформ. От них при этом требовалось даже нарушение тайны исповеди: под страхом казни священники должны были доносить о намерениях исповедовавшихся со­вершить государственное преступление. В результате всех этих мер произошло огосударствление Церкви. Она оказалась в полной зависимости от светской власти.

Петровская эпоха создала благоприятные условия для оживления экономики. Россия начинает активно осваивать промышленное производство. В стране быстро растет число ткацких и текстильных предприятий, в особенности по произ­водству сукна и шерсти. Урал становится центром по выплав­ке металла, который с 20-х годов 18 века вывозится за ру­беж. Впервые организуется промышленное производство фарфора.

Значительный прогресс наблюдается во всей материальной культуре, в технике и технологии. Уральский теплотехник И. П. Ползунов разработал проект универсального парового двигателя и построил паросиловую установку, опередив анг­лийского изобретателя Д. Уатта. Механик-самоучка И. П. Кулибин изобрел многие механизмы - часы, прожектор, семафор­ный телеграф, разработал проект моста через Неву. В сельском хозяйстве вместо серпа используется коса, создаются конные заводы, успешно развивается скотоводство. Петр I придавал большое значение торговле, называя ее «верховной обладательницей судьбы человеческой», и всячески содействовал ее развитию. По его инициативе устраиваются крупные ярмарки, строятся каналы: построен Вышневолоцкий, начато строи­тельство Волго-Донского.

Развитие материальной культуры и экономики позволило провести модернизацию армии, что сделало ее одной из самых современных и сильных. В русской армии впервые появляется конная артиллерия, начинают использоваться ручные гранаты и штык. Главным достижением в военном деле стало создание русского флота - любимого детища Петра.

18 век стал временем создания в России системы свет­ского образования и науки, которые раньше практически от­сутствовали. Происходившие глубокие преобразования во всех областях общественной жизни остро ставили проблему подъе­ма культурного и образовательного уровня населения, которую нельзя было решить без широкой сети новых учебных заведе­ний. В 1701 г. на Сухаревой башне в Москве открылась Навигацкая школа, которая в 1715 г. была переведена в Петербург, где на ее основе была создана Морская академия. Чугь позже по типу Навигацкой появляется еще несколько школ - Инже­нерная, Артиллерийская и Медицинская.

В 1703 г. в Москве открывается частная общеобразователь­ная гимназия Э. Глюка, имевшая задачей подготовку кадров для научной деятельности. Основу начального образования в губернских городах составили цифирные школы. В специаль­ных школах для подьячих готовили разного рода чиновников. При наиболее крупных мануфактурах - на Урале и других мес­тах - открывались ремесленные училища. В 1722 г. появилось первое коммерческое училище.

В становлении и развитии науки большую роль сыграла Петербургская академия, созданная по инициативе Петра и открытая в 1725 г. Первоначально в состав Академии входили главным образом иностранные ученые, изъявившие желание работать в России. Многие из них имели мировую известность: математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, физик Ф. Эпинус, ботаник П. Паллас. Первыми русскими академиками были географ С. П. Крашенинников, натуралист и путешественник И. И. Лепехин, астроном С. Я. Румовский и др.

В отличие от западных Российская Академия не зани­малась богословием, являясь целиком светским государственным учреждением. В то же время она была тесно связана с отечественным искусством. В 1732 г. при ней было органи­зовано художественное отделение. Имея мощную поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала тру­ды мирового уровня.

Исключительную роль в развитии отечественной и миро­вой науки сыграл великий русский ученый М. В. Ломоносов (1711 - 1765), ставший первым русским членом Академии в 1745 г. Он был не только великим естествоиспытателем, но и поэтом, филологом, художником, историком. По масштабу своей личности он ни в чем не уступал европейским титанам эпохи Возрождения. Подчеркивая универсальный характер его личности, А. С. Пушкин отмечал, что «Ломоносов обнял все отрасли просвещения», что «он все испытал и во все проник». Важнейшей вехой в становлении и развитии российской науки и образования явилось основание в 1755 г. Московского университета. Первоначально он имел три факультета: фило­софский, медицинский и юридический. Затем он быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех от­раслях знания. В 1783 г. создается Российская академия наук, первым президентом которой становится княгиня Е. Р. Даш­кова. Академия также сыграла огромную роль в развитии оте­чественной науки. Первым ее крупным научным достижением явился шеститомный «Словарь Российской академии», содер­жавший толкования основных научных терминов и понятий. В целом можно с полным основанием сказать, что в течение одного столетия российская наука совершила мощный рывок вперед. Начиная почти что с нуля, она смогла подняться до мирового уровня.

18 столетие было отмечено глубокими изменениями в общественном сознании, значительным оживлением и подъе­мом общественной мысли. Этому способствовали как петров­ские преобразования, так и крепнущие и расширяющиеся контакты с европейскими странами, благодаря которым в Рос­сию проникают идеи западного рационализма, гуманизма и Просвещения. Одна из важных черт происходящих в общест­венном сознании изменений - ослабление влияния религиоз­ной идеологии, усиление светского, научного и рационального начала. Вторая существенная черта - стремление осмыслить прошлое и настоящее России, что сопровождалось ростом на­ционального самосознания.

Крупным русским мыслителем 18 века был Феофан Прокопович, современник и сподвижник Петра. В своих работах («Слово о власти и чести царской», «Правда воли монар­шей» и др.) он разрабатывает русский вариант концепции просвещенного абсолютизма. Опираясь на европейские идеи естественного права, общественного договора и общего блага и сочетая их с российскими особенностями, Прокопович, бу­дучи почитателем Петра, всячески прославлял его деяния и подавал его за образец просвещенного монарха. Он был также идеологом реформирования Церкви, обосновывал необходи­мость ее подчинения государству.

Осмыслению прошлого России посвящены труды В. Н. Та­тищева - первого крупного русского историка, написавшего «Историю Российскую с самых древнейших времен». В ней он прослеживает историю России от Рюрика до Петра I.

А. Н. Радищев - писатель и философ - занимает особое ме­сто в духовной жизни России. Он разработал концепцию рус­ского Просвещения в его радикальном, революционном виде. В главном своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель нарисовал яркую картину ужасающего по­ложения крепостного крестьянства, в котором увидел глубин­ные истоки будущих потрясений России. Радищев предложил проект реформ сверху, которые носили демократический ха­рактер и включали освобождение крестьян.

Художественная культура России 18 века также пережи­вает глубокие изменения. Она все явственнее приобретает светский характер, испытывая растущее влияние со стороны Запада. К середине столетия в ней вполне сложились основ­ные европейские стили: классицизм и барокко.

В литературе классицизм представляют А. Д. Кантемир, В, К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов. Первый из них добил­ся литературной славы своими сатирами. Из-за содержавших­ся в них острот, шуток и сарказмов, направленных против власти имущих и духовенства, нажил себе влиятельных врагов при дворе, что задержало их публикацию на три десятилетия.

В. Тредиаковский является автором поэмы «Тилемахида». Он также внес значительный вклад в теорию литературы, раз­работав принципы русского стихосложения, оказал влияние на поэзию В. А. Жуковского, А. А. Дельвига. Многие его последующие произведения были также в форме од, имевших глубокое философское содержание и высокое гражданское звучание. Помимо этого он является автором трагедий, сатир и эпиграмм. Некоторые его произведения по стилю близки к барокко.

В архитектуре западное влияние сказалось наиболее сильно. Новая столица России - Санкт-Петербург - представляет собой резкий контраст с Москвой. Город Петра создавался на совершенно новых принципах градостроительства, имевшего ансамблевый характер, покоившегося на строгой планировке улиц, площадей, административных зданий и дворцов. До недавнего времени именно Петербург считался настоящим современным городом, тогда как Москву часто называли «большой деревней». Некоторые почитатели красавца Петербурга предлагали называть его «восьмым чудом света» - в дополнение к известным «семи чудесам».

Русский классицизм в архитектуре 18 века представляли И. Е. Старов, Д. Кваренги, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков. Первый из них построил Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге. Кваренги павильон – «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге. Баженов и Казаков творили в Москве. Первому принадлежит великолепный дом Пашкова, а второму - старое здание Московского университета, Сенат в Кремле, Первая городская больница.

Русское барокко в архитектуре нашло яркое воплощение в творчестве Д. Трезини и В. В. Растрелли. Первый построил «здание Двенадцати коллегий» (ныне университет), Летний дворец Петра I и собор Петропавловской крепости в Петербурге. Второй - Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Смольный монастырь в Петербурге, большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе.

18 век стал временем расцвета русской живописи. Русская портретная живопись поднимается до уровня лучших образцов европейского искусства. Основоположниками портретного жанра являются А. М. Матвеев и И. Н. Никитин. Первый написал «Автопортрет с женой» и парные портреты супругов Голицыных. Наиболее известные работы второго – «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе». Наивысшего расцвета портретная живопись достигает в творчестве Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского. Первый прославился картинами «Неизвестная в розовом платье» и «В. Е. Новосильцева». Левицкий создал картины «Кокоринов», «М. А. Дьякова». Боровиковскому принадлежит известное полотно «М. И. Лопухина». Наряду с портретной успешно развивается историческая живопись. Ее представляет А. П. Лосенко, написавший картины «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой». Художник работал также в жанре портрета.

В 18 веке в России рождается и успешно развивается современная скульптура. Здесь также ведущее место занимает портрет. Наиболее значительные достижения связаны с творчеством Ф. И. Шубина, работавшего в духе классицизма. Он создал портреты-бюсты А. М. Голицына, М. Р. Паниной, М.В. Ломоносова. В стиле барокко творил Б. Растрелли. Лучшим его произведением является «Императрица Анна Иоанновна с арапчонком». В жанре монументальной скульптуры известным творением является «Медный всадник», созданный Э. Фальконе.

В 18 веке заметные изменения происходят и в музыке, хотя и не такие глубокие, как в других видах искусства. Создается новый национальный инструмент- балалайка (1715). С середины столетия получает распространение гитара. Продолжает успешно развиваться церковно-певческая, хоровая музыка. В то же время возникают новые жанры. В частности, появляется военная музыка, исполняемая духовыми оркестрами. Возникает камерно-инструментальная, оперная и симфоническая музыка. Многие аристократы заводят домашние оркестры. Особого выделения заслуживает творчество Д. С. Бортнянского, создавшего прекрасные хоровые произведения, а так же оперы «Сокол», «Сын-соперник».

В 18 веке рождается первый профессиональный русский театр, его создателем стал великий актер Ф. Г. Волков.

Глубокие изменения затронули не только рассмотренные области культуры, но и весь уклад повседневной жизни. Здесь одно из главных изменений было связано с введением нового летоисчесления и календаря. По указу Петра вместо прежнего от «Сотворения мира» впредь предписывалось исчислять года от Рождества Христова, то есть с 1 января 1700 г., как это было принято в европейских странах. Правда, Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский. По петровскому указу устанавливалась новая традиция - торжественно встречать «Новый год и столетний век», украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи.

По другому указу Петра вводилась новая форма общения людей - ассамблеи. На них собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринужденных беседах, за игрой в шахматы и шашки. В повседневную жизнь придворной знати входит традиция двуязычия. При Петре и Анне распространяется немецкий язык, а начиная с Елизаветы - французский. Влияние французской культуры проявлялось и в том, что дамы светского общества начинают музицировать на клавесине.

Существенные изменения происходят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. У мужчин высших слоев общества исчезают бороды. Среди придворной знати утверждаются европейские правила этикета и светские манеры поведения. Правила хорошего тона среди детей дворян пропагандирует популярная в те времена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

Культурные преобразования и нововведения 18 века касались преимущественно привилегированных сословий русского общества. Низшие сословия они почти не затрагивали. Они вели к разрушению прежнего органического единства русской культуры. К тому же эти процессы проходили не без издержек и крайностей, когда некоторые представители высших кругов общества начисто забывали русский язык и культуру, русские традиции и обычаи. Тем не менее объективно они были необходимы и неизбежны. Культурные преобразования способствовали общему развитию России. Без современной светской культуры Россия не смогла бы претендовать на достойное место среди передовых стран.

ПЕРЕМЕНЫ В КУЛЬТУРЕ РОССИИ В ГОДЫ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М. КУЛЬТУРА РОССИИ В XVIII В.

Для развития русской культуры XVIII в. характерно стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.

Реформы Петра I

Расширение

связей с Европой

Идеи западноевропейского

Просвещения

НАУКА

При Петре I впервые сложились предпосылки для зарождения собственно российской науки и её развития. Необходимость развития научных знаний объяснялась практическими потребностями государства.

При Петре I были заложены основы отечественной медицины:

  • В 1706 г. в Москве был основан Аптекарский огород, ставший основой будущего Ботанического сада.
  • В 1707 г. был открыт первый в России госпиталь и при нём госпитальная школа.
  • С 1718 г. в Петербурге
  • начали изготавливать

    первые отечественные

    хирургические

    инструменты.

Московский госпиталь

в нач. XVIII в.

НАУКА

В 1700 г. по указу Петра была организована государственная горно-разведочная служба, занимавшаяся поиском полезных ископаемых:

  • В 1703 г. крестьянин Шилов открыл на Урал месторождение
  • медных руд.

  • В 1714 г. «молотовый мастер» Рябов - первые в России минеральные лечебные
  • воды близ Петрозаводска.

  • В начале 1720-х гг.
  • «рудознатец» Г. Капустин

    открыл месторождения

    каменного угля на юге

    России. Тогда же бурый

    уголь был обнаружен в

    Подмосковье.

Шиловское месторождение меди

НАУКА

  • Сподвижник Петра Яков Брюс в 1701 г. организовал Навигацкую школу в Сухаревой башне в Москве, где изучалась астрономия.
  • Здесь же в 1702 г. по его указанию была оборудована обсерватория. В 1707 г. Брюс составил первую в России карту звёздного неба.
  • С 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.

Сухарева башне в Москве

НАУКА

  • Выдающееся значение имел выход в свет в 1703 г. «Арифметики» Леонтия Магницкого - энциклопедии математических знаний того времени.
  • Андрей Константинович Нартов в 1712-1725 гг. первым в мире изобрёл и построил ряд токарных станков.
  • В 1724 г. по проекту гениального русского механика - Ефима Прокопъевича Никонова - была создана и
  • испытана первая русская подводная лодка.

  • По указанию Петра I с 1722 г. начался сбор материалов по истории России, положившие начало русским архивам.
ОБРАЗОВАНИЕ

Царь-реформатор прекрасно понимал, что школы, основанные лишь на изучении Закона Божьего, не могут дать практического результата. В России стала формироваться светская система образования.

При Петре I была создана сеть цифирных школ.

В них допускались дети всех слоёв населения, кроме

крестьян.

Они давали начальное образование.

ОБРАЗОВАНИЕ

Общее светское образование давали гимназии. В них изучали иностранные языки, «7 свободных искусств». Ими были «Школа для сирот и бедных детей Ф. Прокоповича», «Московская гимназия Э. Глюка».

К обучению в профессиональных школах допускались в основном дети дворян – Школа математических и навигацких наук, Морская академия, Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы в Москве и Петербурге.

ОБРАЗОВАНИЕ

Адмиралтейские школы, горнозаводские школы при Олонецких и Уральских заводах, школы для подготовки канцелярских служащих готовили преимущественно квалифицированных работников.

Уральское горное училище. 1723 г.

ОБРАЗОВАНИЕ

  • При Петре I была реформирована Славяно-греко-латинская академия. Теперь больший упор в обучении был сделан на светские науки и языки.
  • Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения явился указ 1724 г. об учреждении
  • Академии наук и художеств (открылась она уже после

    смерти царя в 1725 г.).

ОБРАЗОВАНИЕ

Создание системы образования потребовало выпуска множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII в. в России было издано больше печатных книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания. В стране действовало несколько десятков типографий.

В 1703 году появилась первая печатная русская газета – «Ведомости». В основном она освещала успехи русской армии, промышленности, просвещения и науки. Сообщала о важных заграничных событиях. Предоставляла торговую информацию. Газета выходила нерегулярно.

ОБРАЗОВАНИЕ

Большое значение для повышения уровня грамотности населения имела реформа алфавита. В 1710 г. был введён лично утверждённый царём лёгкий для чтения и написания гражданский шрифт.

В ходе реформы форма букв и их написание упростилось и округлилось. Старое буквенное написание цифр заменено арабскими цифрами.

ОБРАЗОВАНИЕ

В России развивается музейное дело. В 1714 г., в Петербурге, Петром І была основана Кунсткамера (кабинет редкостей), где были собраны уникальные предметы старины, природные и анатомические редкости.

Так же были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. Они тоже располагались в Петербурге.

В 1714 г. в столице была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

При Петре I новый облик получила российская художественная культура. Она становится светской, в ней появляются новые жанры и направления. В истории она получила название «петровское барокко». Новый стиль гармонично сочетал русские народные традиции и лучшие образцы западноевропейского искусства.

Кикины палаты (дом одного из сподвижников Петра I - А. Кикина)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

При Петре развернулось масштабное строительство Петербурга. Для этих целей были приглашены европейские специалисты. По проектам Д. Трезини были построены Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец Петра I.

Летний дворец Петра I

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Как и в любом русском городе, в Петербурге был выстроен главный храм. Он назывался Петропавловский собор (арх. Д. Трезини). Собор построен в европейском стиле, но внутри он убран как православный храм.

Начиная с Петра I в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Николая II.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Строительство новой столицы, создание дворцово-парковых комплексов и жилых интерьеров по европейскому образцу создают острую потребность в различных

скульптурных формах. Вследствие этого в России начинают появляться скульпторы европейского уровня. Наиболее выдающимися из них были К. Растрелли и

И. П. Зарудный.

Зарудный И.П. Иконостас Петропавловского собора

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Самое значительное произведение К. Растрелли – конный памятник Петру I (отлит в 1745-1746 гг. уже после смерти скульптора).

Петр изображен триумфатором, торжественно восседающим на коне в облачении римского императора.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Петр очень любил свой новый город и много делалось для его украшения. В городе создавались регулярные сады (т. е. созданные по плану). Главным садом был Летний сад.

А. Бенуа «Петр І на прогулке в Летнем саду»

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Город строился по Генеральный план плану, который создал Жан Батист Леблон. Вдоль Невы или перпендикулярно к ней тянулись широкие прямые улицы. Здания ставились плотно друг к другу «в красную линию».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

В изобразительном искусстве первой четверти XVIII в. впервые появилась гравюра, пришедшая в Россию из Европы. Свою популярность она завоевала прежде всего из-за дешевизны, широко использовались в учебной литературе, газетах, календарях. Известным гравёром был А. Ф. Зубов.

«Панорама Санкт-Петербурга» (фрагмент), 1716

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Одним из основоположников русской светской живописи стал портретист И.Н. Никитин (ок. 1690-1742). Его работам присущи правдивое изображение своих героев, интерес к внутреннему миру человека, показ не только его индивидуальных внешних черт, но и характера. Ему была чужда лесть, привычная для того времени.

Портрет напольного гетмана, 1720-е.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Портрет царевны Натальи Алексеевны, 1716 г.

Портрет Анны Петровны, 1720-е

По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды - камзолов, чулок,

башмаков, галстуков, шляп. Женщины, согласно новой моде,

должны были

одеться в платья

с глубоким

декольте и плотно

облегающим

затянутой

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбривать бороды (за ослушание – денежный штраф или ссылка. Крестьяне за право носить бороду должны были платить «бородовой налог», который взимался всякий раз, когда

крестьянин въезжал в город.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Пётр же приказал следующий за 7207 годом от сотворения мира считать 1700, но уже «от Рождества Христова». Согласно царскому указу, начало года было перенесено на 1 января. Новый год предписывалось отмечать торжественно.

В. Суриков. «Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского»

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

В 1718 г. Петром І были введены ассамблеи – собрания представителей высшего сословия, богатых горожан, иностранцев для увеселения (танцев, игр, бесед), проведения деловых встреч, общения. Ассамблеи были школами светского воспитания, где люди обучались хорошим манерам,

правилам поведения. Особенностью этих светских балов стало то, что в них теперь могли участвовать и женщины.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярными стали выступления любительских оркестров, концерты которых в обязательном

порядке должны были посещать дворяне.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Новшеств в быту высших слоев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 г. вышло в свет знаменитое «Юности честное зерцало».

Пособие обучало гражданскому шрифту и арабским цифрам. В нём были описаны правила этикета, которые должны были соблюдать молодые дворяне дома и в обществе.

ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ И БЫТЕ ¼ XVIII ВЕКА

  • При Петре I началась масштабная «европеизация» России.
  • В ¼ XVIII века развилась российская система образования.
  • Наука, архитектура и искусство вышли на новый уровень.
  • Введение гражданского шрифта упростило делопроизводство, способствовало просвещению.
  • Изменения в быту сделали высшее общество России светским.
  • Нововведения способствовали сплочению российского дворянства.

Далеко не все иностранные нововведения и порядки прижились в России. В дальнейшем они примут новые формы, создадут новую русскую культуру, которая, походя на западную, сохранит свои национальные особенности.

Первая четверть XVII столетия в России ознаменовалась преобразованиями, непосредственно связанными с "европеизацией" страны. Начало Петровской эпохи сопровождалось серьезными изменениями в нравах и быту. Коснулись преобразования просвещения и других сфер общественной жизни. Все реформы проходили на первом этапе крайне тяжело, зачастую насильственно. Рассмотрим далее основные события Петровской эпохи.

Предпосылки к реформам

Необходимо сказать, что активное проникновение западноевропейских ценностей отмечалось в стране на протяжении всего XVII столетия. Однако направленность этого влияния изменила именно Петровская эпоха. Век XVIII стал периодом внедрения новых ценностей и идей. Ключевым объектом преобразований стала жизнь русского дворянства. Интенсивность реформ обуславливалась в первую очередь государственными целями. Петр Первый стремился к преобразованию в административной, военной, промышленной и финансовой сферах. Для этого ему необходимы были опыт и достижения Европы. Успех государственных реформ он связывал с формированием качественно нового мировоззрения элит, перестройкой быта дворянства.

Первый опыт

Петровская эпоха проходила под влиянием западного образа жизни. Симпатия правителя России появилась к европейским ценностям еще в юности. В свои ранние годы Петр часто приезжал в Немецкую слободу, где обрел своих первых друзей. После первого визита за границу у него возникла идея перенести из Европы в Россию обычаи, институты, формы развлечений и общения. Однако он не учитывал, что все это будет восприниматься с определенными сложностями, поскольку почвы и органичной предыстории для этого в стране создано не было. Петровская эпоха, кратко говоря, ассоциируется с насильственным внедрением в русскую жизнь европейских ценностей. Как свидетельствуют записи, государь фактически требовал от подданных переступить через себя и отказаться от вековых традиций предков.

Первые преобразования

Если говорить о том, какой была Петровская эпоха, кратко, то сближение с Западом выражалось в заботе правительства о том, чтобы люди в России даже внешне напоминали европейцев. После приезда из-за границы Петр приказал принести ножницы и сам обрезал бороды у шокированных бояр. Эту операцию государь проделывал не один раз. Борода для него стала символом старины. Он негативно воспринимал ее присутствие на лице бояр. Хотя издавна борода выступала как неприкосновенное украшение, признак чести и родовитости, предмет гордости. Указ 1705 г. обязал всех мужчин, кроме священников и монахов, сбрить усы и бороду. Таким образом, общество оказалось разделено на 2 неравные части. Одна - дворянство и элита городского населения, которая находилась под давлением европеизации, другая же сохраняла привычный уклад.

Живопись

Художники Петровской эпохи по-своему отражали закономерности этого исторического периода. Надо сказать, что живопись в целом выходила на новый уровень с определенным опозданием в сравнении с другими передовыми странами. Искусство Петровской эпохи становится светским. Изначально новая живопись утверждается в Москве и Петербурге. До этого мастера писали исключительно иконы. Культура Петровской эпохи требовала изображения торжественных баталий, прославлявших победы, портретов царя и подданных. Русские граверы могли иллюстрировать только церковные книги. На новом историческом этапе необходимы были виды Петербурга, гравюры к учебникам по артиллерийскому, архитектурному и морскому делу. Культура Петровской эпохи высвобождалась из-под власти церкви, пыталась сравняться с европейскими странами, ушедшими далеко вперед.

Специфика реформ

Особенности культуры Петровской эпохи проявлялись в резкой трансформации привычного уклада жизни людей. В первую очередь Россия стала приобщаться к западным направлениям в живописи. Преобразования осуществлялись не только для того, чтобы привлечь в страну зарубежных художников и мастеров. В качестве одной из ключевых целей выступало просвещение отечественной публики, введение лучших европейских традиций. Время обучения для русских мастеров длилось недолго. Во второй половине 18 в. вернувшиеся из Голландии и Италии художники показали миру свой талант, полученные навыки, начав создавать великолепные шедевры. Новая живопись отличалась повышением интереса к человеку. Большое внимание стало уделяться и его внутреннему миру, и строению тела. Русские художники стали владеть техническими достижениями европейских мастеров. В свое работе они используют теперь новые материалы: мрамор, масло, холст. В живописи появляется прямая перспектива, способная показать объемность и глубину пространства. Первыми художниками новой эпохи стали Матвеев и Никитин.

Гравюра

Она заняла отдельное место в искусстве в первой половине 18 столетия. Гравюра считалась наиболее доступным видом живописи. Она достаточно быстро откликалась на события, происходившие в жизни. Спектр сюжетов сводился к портретам великих людей, видам городов, сражений, торжественных мероприятий. Петровская эпоха подарила России и миру таких мастеров, как Ростовцев, Алексей и Иван Зубовы.

Миниатюрные портреты

Они также стали появляться в начале столетия. Первыми авторами являлись Овсов и Мусикийский. Первое время создавались миниатюрные портреты государственных деятелей и их родственников. Однако спустя время спрос на эти работы настолько вырос, что в Академии художеств в последней четверти 18 столетия был создан специальных класс.

Книги

Наиболее ярко отражала веяния нового времени литература Петровской эпохи. В 1717 г. было опубликовано "Рассуждение…", в котором описывались причины войны со Швецией. Издание было подготовлено вице-канцлером Шафировым по поручению государя. Это "Рассуждение" стало первым отечественным дипломатическим трактатом о внешнеполитических приоритетах России. Экономические преобразования отражались в трудах Посошкова. Наиболее известной его публикацией стала "Книга о богатстве и скудости". Блестящим писателем, оратором, церковным и общественным деятелем в Петровскую эпоху был сторонник реформы церкви Феофан Прокопович. Он разработал "Духовный регламент", "Правду воли монаршей". Еще одним видным деятелем был Он создал такие религиозные трактаты, как "Камень веры", "Знамение пришествия антихристова". Эти труды были направлены против протестантизма и реформаторства.

Развлечения

Во время реформ предпринимались попытки создать публичные театры в Петербурге и Москве. На сцене ставили комедийные и исторические пьесы ("Амфитрион" и "Доктор Принужденный" Мольера, например). Стали появляться и первые отечественные драматические работы. Так, Петровская эпоха была ознаменована созданием трагикомедии Прокоповича "Владимир", пьесы Жуковского "Слава Российская". Изменения в нравах проявлялись в появлении новых видов развлечений. К концу 1718 г. элиты петербургского общества известили о введении ассамблей. Эта идея родилась у Петра после посещения французских гостиных. В них собирались и беседовали крупные политические, научные деятели, живописцы и другие представители высшего общества. Учреждая ассамблеи в России, Петр стремился приучить дворян к светскому поведению, а также приобщить женщин государства к общественной жизни. В процессе организации реформатор использовал и практические, и теоретические достижения Европы. В указе, регламентировавшем порядок собраний в домах, приводился перечень правил, описывался распорядок развлечения, которым должны были следовать присутствующие.

Летоисчисление

"Полезность" была основной идеей, которой пронизывалась вся Петровская эпоха. Годы правления великого реформатора ознаменовались введением нового летоисчисления. Теперь отсчет велся не от сотворения мира, а с Рождества Христова. Новый год начинался с 1 января, а не с 1 сентября. Учреждались также праздники. Так, Петром был введен Новый год. Его празднование должно было осуществляться с 1 по 7 января. При этом ворота дворов следовало украшать еловыми, сосновыми и можжевеловыми деревьями или ветвями. По большим улицам вечерами было предписано жечь костры, а встречающиеся люди должны были друг друга поздравлять. В Новый год в столице устраивали фейерверки. Петр стал, таким образом, основателем многих государственных праздников. Победные торжества стали устраиваться по примеру триумфов Рима. В 1769-м в празднествах по поводу победы под Азовом проявились ключевые элементы будущих мероприятий. В них достаточно явно просматривались римские признаки. По распоряжению государя были сооружены триумфальные ворота.

Приобщение женщин к светской жизни

Проводя свои реформы, Петр не учитывал, что население не совсем к ним готово. Так, например, женщинам было крайне проблематично в один момент отойти от домостроевского уклада. Однако реформатор проявлял заботу о них. Он указывал женщинам, как себя вести, одеваться, говорить. На первых порах на ассамблеях, по воспоминаниям современников, русские дамы, туго затянутые в корсеты, не умели не только грациозно и легко танцевать, но и не знали, как им нужно сесть или стать. По большей части они были неуклюжи, неповоротливы.

Значение Петровской эпохи

Преобразования государя позволили стране выйти на качественно новый уровень. В первую очередь существенно сократилось отставание культурной и экономической сфер от передовых стран Европы. Кроме этого, Россия стала превращаться в великую и могущественную державу. За счет внедрения европейских ценностей страну стали воспринимать на международной арене. Благодаря петровским реформам теперь ни одно важное событие не решалось без участия России. Изменения, которые произошли в жизни государства в первой четверти 18 столетия, были весьма прогрессивными. Однако они еще сильнее увеличили разрыв между дворянством и низшими классами. Бояре превратились в благородное элитное сословие. Использование культурных достижений и благ стало только их привилегией. Все это сопровождалось распространением презрения к русскому языку и древней культуре в среде дворян. Многие историки отмечают, что европеизация усилила негативные культурные проявления допетровской России. Вводимые новшества тяжело воспринимались дворянством. Зачастую преобразования провоцировали действия, совершенно противоположные тем, что ожидались. Вежливость и обходительность по приказу не могли стать внутренней потребностью, они порождали грубость и непристойность. Перемены затронули только верх общества. еще очень продолжительное время после окончания Петровской эпохи не ходил в театр, не читал газет, не знал о существовании ассамблей. Таким образом, реформы изменили социальное положение привилегированного класса в сторону Запада, а жизнь низших классов - в противоположном направлении, к Востоку. С одной стороны, преобразования в сфере быта и культуры формировали условия для развития просвещения, науки, литературы. Однако многие европейские ценности и стереотипы переносились насильственным и механическим путем. Это создавало существенные препятствия для полноценного развития исконно русской культуры, основанной на древних национальных традициях. Представители дворянского сословия, принимая европейские ценности, довольно резко отходило от народа. Хранитель русской культуры - русский крестьянин - был привязан к национальным традициям. И эта его связь только усиливалась по ходу модернизации государства. В результате начался глубокий социально-культурный раскол в обществе. Все эти явления во многом предопределили острые противоречия и силу общественных потрясений, возникших в начале 20 столетия.

Заключение

Петровские преобразования в культурной, общественной сфере жизни государства отличались ярко выраженным политическим характером. Зачастую реформы проводились насильственными методами. Людей заставляли принимать чуждые им ценности, науки. Все это делалось в интересах государства, формировавшееся по жестким распоряжениям монарха. Принципиальное отличие Российской империи, созданной за четверть столетия, должны были подчеркиваться внешними атрибутами Петровской эпохи. Реформатор пытался придать величественность государству, ввести ее в международные отношения на правах европейской страны. Именно поэтому так активно внедрялись в жизнь Реформы коснулись абсолютно всех сфер жизни дворян. На первых этапах нововведения вызывали жесткое сопротивление. Однако неповиновение монарху не допускалось. Элитным сословиям приходилось подчиняться и учиться жить по новым правилам. Внедряя реформы, Петр стремился к тому, чтобы дворянство получало практический европейский опыт. Поэтому он часто ездил за границу сам, отправлял за рубеж своих подданных, приглашал иностранцев в Россию. Он стремился вывести страну из политической изоляции. В эпоху Петра появилось огромное количество произведений искусства. Русские мастера, переняв опыт и навыки европейцев, создавали шедевры, ставшие впоследствии известными на весь мир. Существенные изменения отмечались и в архитектуре. Несмотря на достаточно жесткое введение новшеств, Россия смогла приблизиться к Европе. Однако, как выше было сказано, реформы коснулись только высших сословий. Крестьянство продолжало оставаться необразованным. Низшие классы были хранителями древних традиций и свято их чтили. Личность Петра считается многими историками противоречивой. Неоднозначно воспринимаются исследователями и его реформы. Его преобразования коснулись не только нравов и быта, искусства и архитектуры. Значительные изменения претерпела военная сфера, административный аппарат. Многие нововведения прочно укоренились в стране. Последующие поколения совершенствовали созданную Петром систему. Монарх стал символом решительных преобразований, плодотворности и эффективности использования западноевропейских достижений.

Петр провел колоссальную работу в стране. Несмотря на то что он не учитывал многие обстоятельства и особенности историки признают, что государство в период его правления сделало огромный шаг вперед. Общество стало прогрессивным, светским, воспитанным, образованным. У можно сказать, практически единственный правитель, который сохранил титул Великий, дарованный ему еще при жизни.

Подробное решение параграф §10 по истории для учащихся 8 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. 2016

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Почему в Петровскую эпоху знаний, получаемых в церковных школах, стало не хватать?

Знания, получаемые в церковных школах, были основаны лишь на изучении Закона Божьего, что было недостаточно для решения практических вопросов в области медицины, горного дела, металлургии, мореплавании и других отраслях хозяйства, которые бурно развивались в Петровскую эпоху.

2. Какие сословные ограничения действовали в начале 18 в. при поступлении в учебные заведения?

Дети крепостных крестьян в государственных школах обучаться не имели права.

3. В чем заключался практический смысл развития горно-разведочной службы для экономики России?

Практический смысл организации горно-разведочной службы для экономики России заключался в том, открытия полезных ископаемых (медных руд, каменного и бурого угля, минеральных вод) способствовали развитию промышленности (цветной и черной металлургии, курортного дела). Это способствовало успехам в военном деле, изготовлению оружия, строительстве и т.д.

4. Почему особенно активно при Петре 1 развивались естественные науки?

При Петре 1 особенно активно развивались естественные науки, потому что они приносили конкретную пользу государству и обществу, научные и теххнические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей и при строительстве зданий и крепостей.

5. Какие научные достижения, сделанные в России в этот период, упоминаются со словом «впервые»?

1707 г. – Я.Брюс составил первую в России карту звездного неба

1712 – 1725 гг. – А.Нартов первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков

1714 г. – открыта первая в России научная библиотека

1719 г. – открыт первый русский музей (Кунсткамера)

1724 г. – по проекту Е.Никонова создана и испытана первая русская подводная лодка

6. Что означает понятие «светская культура»? Приведите примеры «несветской» культуры.

Светская культура – та, которая не связана с религией прямым и очевидным образом (что, однако, не означает отсутствия неявной, косвенно связи). Примеры «несветской» (религиозной) культуры – церковная музыка, храмовое строительство, иконопись.

Изучаем документы

«Из юности честного зерцала…»

1. Выясните, что такое «Юности честное зерцало…».

Ю́ности честно́е зерца́ло (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов») - пособие для обучения и воспитания детей дворянcкого сословия, подготовленный в начале XVIII века по указанию Петра I.

2. Изложенное в этом документе является законом или рекомендацией? Должны ли были девушки следовать этим рекомендациям?

3. Где было необходимо придерживаться этих правил – дома, на людях, во дворце, везде? Докажите свой вывод, используя текст документа.

Этих правил было необходимо придерживаться везде, т. к. воспитанный человек ведет себя правильно не только тогда, когда его заставляют. Помимо почитания родителей, в этом отрывке говорится об уважении ко всем старшим.

1. Выясните, велика ли для того времени была сумма штрафа.

В 1704 году Петр I провёл коренную денежную реформу: копейка стала выпускаться из меди и увеличилась в размере. Средний размер заработной платы неквалифицированного работника в это время составлял 5−8 копеек в день. Для сравнения: пуд мяса тогда стоил 30 копеек, пуд хлеба - 10 копеек. За день рабочий зарабатывал на 2,5−4 кг мяса.

2. Узнайте, что происходило с теми людьми, кто отказывался следовать указу, но не имел возможности заплатил штраф.

Если выяснялось, что у кого-то нет знака, то есть он носит бороду и усы «безданно и беспошлинно» или же знак получил обманным путем, то таких лиц били кнутом, а иногда даже ссылали на каторжные работы, не взирая на сословную принадлежность.

Исключение сделали только для лиц духовного звания.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Перечислите важнейшие элементы культурных традиций Западной Европы, проникшие в Россию в эпоху Петра 1.

Пётр изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, которая получила название «Ведомости», появляются переводы многих книг на русский.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами («Арифметика» Леонтия Магницкого). До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями).

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров.

3. Исследуйте биографию Якова Брюса. Опишите достоверность легенд о нем.

Москвичи издавна обходили стороной стрелецкую казарму, в которой располагалась часть полковника Сухарева, – бесшабашные стрельцы могли спьяну и деньги отобрать, а то и голову проломить. Но с куда большей опаской горожане стали относиться к Сухаревой башне, когда там поселился Яков Брюс и организовал по велению царя школу математических и навигационных наук. А на последнем этаже устроил обсерваторию. Светящееся каждую ночь окно обсерватории быстро уверило москвичей в том, что дело здесь нечисто.

Свечной торговец Алексей Морозов, например, утверждал, что как-то в сумерках сам видел, что из окон астронома вылетают железные птицы, делают несколько кругов вокруг здания и потом возвращаются обратно. Следующей ночью купец вернулся к башне вместе с домочадцами. В кабинете Брюса горел свет, в окне маячила фигура графа, из башни доносились чьи-то надрывные стоны. Вдруг одно из окон отворилось, и оттуда вылетели три железных чудовища с человеческими головами. Вне себя от ужаса Морозов с домочадцами мчался по ночному городу подальше от страшного места. И вскоре по городу прошел тревожных слух – лютеранин из Сухаревой башни общается с нечистой силой и с ее помощью превращает живых людей, чьи стоны и разносятся по окрестностям, в летающих железных драконов.

Как любой уважающий себя чернокнижник, Брюс пытался разгадать тайну жизни и создал искусственного человека. Тот же Павел Богатырев записал впечатления современников Брюса, будто колдун обзавелся «механической куклой, которая умеет говорить и ходить, но не имеет души». Железная горничная прислуживала графу в его обсерватории. Когда же Яков Брюс ушел в отставку и покинул город, он увез ее в свое подмосковное имение Глинки. Там кукла свободно разгуливала среди причудливо стриженых лип и кокетничала с крестьянами. Крепостные графа, завидев куклу, сначала разбегались, но потом привыкли к ней, и между собой называли «Яшкиной бабой».

Брюс пугал москвичей и после смерти. Его тело уже было погребено в склепе у лютеранской кирхи Св. Михаила в Немецкой слободе, но каждую ночь в обсерватории по-прежнему загорался свет. Москвичи говорили, что это дух колдуна охраняет свою магическую книгу. Кстати, по легенде, Брюс скончался также необычно, как и жил. Рассказывали, что колдун погиб во время опытов у себя в поместье в Глинках. Будто бы Брюс велел слуге разрезать себя на части, а потом полить волшебным эликсиром вечной молодости, сделанным по рецепту той самой книги. Опыт практически удался. Но когда части тела расчлененного графа стали срастаться, в лабораторию ворвалась жена Брюса, убила слугу и похитила эликсир. Неприкаянный дух же убитого вместе с книгой переместился в Сухареву башню.

– Сухареву башню, в отличие от других памятников архитектуры, уничтожали долго и кропотливо, – рассказывает Зинаида Татарская. – Сталин, как и многие тираны, увлекался мистикой и хотел отыскать книгу Брюса. Он велел разбирать башню по кирпичикам и все содержимое относить лично ему. Но книгу так и не нашли. Разгневанный тиран отдал приказ взорвать останки башни. Присутствовавший при уничтожении архитектурного памятника Лазарь Каганович потом говорил Сталину, что видел в толпе высокого, худого человека в парике, которые погрозил ему пальцем, а потом испарился. Но некоторые научные труды Брюса вождь всех народов все-таки нашел и использовал их при строительстве современной Москвы.

Могилу Брюса тоже уничтожили при реконструкции старой Москвы. В тридцатые годы на улице Радио стали разбирать кирху и обнаружили в склепе гроб с телом графа. Его опознали по фамильному перстню. Останки колдуна передали в лабораторию антрополога и скульптора Герасимова. Но останки бесследно исчезли – остались лишь перстень, кафтан и камзол Брюса. Одежда сейчас – в фондах Государственного Исторического музея. А перстень чернокнижника затерялся во времени.

Но, пожалуй, самая известная легенда - о том, как Брюс замораживал летом пруд и катался на коньках. Якобы в самый разгар лета, в знойном июле, Брюс пригласил в гости многих знатных особ. Им были предложены всевозможные развлечения, в том числе катание на лодках. Потом всех позвали на обед. А после него гости снова вышли в парк и стали наблюдать за праздничным фейерверком, катаясь на коньках по льду того же пруда, который за считанные часы превратился в каток. Согласно другой версии Брюс превратил пруд в каток на глазах у изумленных очевидцев взмахом волшебной палочки.

Вот такие чудеса, казалось бы, не имеющие никакого отношения к реальности, творил волшебник Брюс. Однако в 1992 году в журнале "Наука и жизнь" появилась статья, автор которой Вячеслав Малахов попытался доказать, что Брюс действительно умел, скажем, в разгар лета замораживать воду в пруду. По его приказу еще в марте, ранней весной, лед намораживали до солидной толщины, затем покрывали соломой, опилками, деревянным щитами. После этого накладывался слой глинистого грунта. Лед укладывался на дно пруда, из которого предварительно была спущена вода. В назначенный срок она снова подавалась из верхнего пруда. Лед освобождался от земли и опилок, а потом всплывал, и по нему уже можно было кататься на коньках. Конечно же, такое объяснение одной из проделок Брюса может показаться спорным. Но, как бы там, ни было, оно свидетельствует о том, что вряд ли все творившиеся в "Глинках" чудеса можно отнести к мифам.

А еще рассказывают, что выдумал Брюс живую и мертвую воду. Нравилось, мол, ему превращать стариков в молодых. Для начала изрубил он своего пожилого лакея на куски, потом облил их мертвой водой - и они срослись. Затем окропил живой водой - и старик стал молодым.

Но, как, ни странно, сам Яков Вилимович Брюс обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума. По свидетельству одного из современников, Брюс не верил ничему сверхъестественному. И когда Петр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс «относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни». Потомок шотландских королей тяготел к естественным наукам.. Одним из таких научных достижений графа стала первая карта российской территории от Москвы до Малой Азии. Он также составил астрологическую и геолого-этнографическую карты города.

– Первым астрологической картой Брюса воспользовался Иосиф Сталин, – рассказывает столичный экскурсовод Ирина Сергиевская. – Сохранились документы, в которых Сталин велел, чтобы метро строили по астрологической карте, составленной графом. Поэтому на кольцевой линии всего 12 станций, как 12 знаков Зодиака. И 13-ю, «Суворовскую» никак не удается построить. Именно Брюс утверждал, что Москву надо строить по принципу кругов – это самая надежная геометрическая фигура. Кстати, Санкт-Петербург, где нет кольцевой структуры, он не любил. Есть версия, что большевики, прокладывая дороги на месте садов и вдоль бульваров, пользовались его астрологическим завещанием. Так появились современные Садовое и Бульварное кольца. Геолого-этнографическая карта не сохранилась. Она исчезла в середине прошлого века, но ее описания есть в Академии Наук. Например, Брюс еще в XVIII веке утверждал, что нельзя вести плотную застройку на Дмитровке – там под землей много пустот. К нему не прислушались и дома на этой улице уже проваливались. Не стоит строить высоких домов на набережной Москвы-реки, говорил он, в районе Воробьевых гор – возможны оползни. И построенное вопреки предостережению Брюса новое здание Академии наук стали укреплять сразу же после постройки, пытаясь остановить угрозу обрушения. Но зато это место на карте Брюс пометил как самое подходящее для учебы, и потому на Воробьевых горах при Сталине начали строить новое здание МГУ.

Жить лучше всего в Кузьминках, утверждал Брюс, а веселиться на Пресне. Самым подходящим для развлечения и пьянства местом исследователь считал землю, на которой построен Белый дом. Откровенно гиблых места на карте Москвы два – Перово и начало Кутузовского проспекта. Здания под землю там не проваливаются, но гаишники называют эти места бермудскими треугольниками – за сутки здесь происходит больше дорожно-транспортных происшествий, чем во всех других районах вместе взятых.

Ученик Ньютона, человек самых разносторонних знаний, он, можно сказать, родился преждевременно. Далеко не всем современникам были понятны его изыскания.

Однако, как считает написавший о Брюсе интересную книгу российский исследователь А. Н. Филимон, этот ученый-вельможа внес весьма важный вклад в развитие отечественной науки. И все же, приезжая в "Глинки", знакомясь с усадебным домом, флигелем-лабораторией и другими постройками, нет-нет да и ловишь себя на мысли, что оказался в царстве волшебника.

Урок № 7класс Дата

Тема урока: «Перемены в культуре России годы петровских реформ».

Цель: Познакомить учащихся с достижениями русской культуры первой четверти XVIII века, выделить новые черты.

Задачи:

Образовательные:

Рассказать учащимся о переменах в культурной жизни России в эпоху Петра; раскрыть значение этих преобразований.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию культуры делового общения;

Развивающие:

Способствовать навыкам поиска и выделения необходимой информации из рассказа учителя и структурирование знаний;

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: традиционная.

Основные понятия:

АССАМБЛЕЯ - собрание-бал с участием женщин в домах россий­ской знати.

ГРАВЮРА - печатный оттиск рельефного рисунка на бумаге.

Ход урока.

Оргмомент.

Проверка домашнего задания.

Актуализация новых знаний.

В первой четверти 18 века и в области культуры произошли большие перемены.

Сегодня на уроке мы узнаем о переменах в культурной жизни России в эпоху Петра, выделим новые черты в культуре, рассмотрим особенности развития образования, науки, художественной культуры, а также рассмотрим какие перемены произошли в быте людей.

Запишите тему урока: «Преобразования в области культуры при Петре I ».

Запишите план урока:

    Просвещение и наука

    Искусство: живопись, скульптура, архитектура

    Дворянский быт

Изучение нового материала.

    Просвещение и наука

Первым нововведением Петра стало внедрение европейского летоисчисления. Своим указом от 1699 года царь повелел вести счет годам не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Таким образом праздник переносился с 1 сентября на 1 января и 7208 год стал 1700. Празднества сопровождались украшением домов еловыми и сосновыми ветками, весельем и взаимными поздравлениями.

При Петре I начала формироваться государственная политика в области образования .

Для учебы и практического освоения наук россиян посылали за границу. Чаще это были юноши из дворянских фамилий. По возвращении на родину их ждал строгий экзамен. Петр I не раз сам выполнял роль экзаменатора. В то время учеба приравнивалась к государственной службе, а потому спрос был особый.

Раньше преобладало церковное образование. Царь-реформатор прекрасно понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, так же как и посылка талантливой молодежи для обучения за границу, не могут дать хорошего результата. В стране начала формироваться система профессионального образо­вания.

Школы вначале были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоев на­селения. Однако вскоре во многие специальные учебные заве­дения, где готовили офицеров-специалистов, стали принимать только детей дворян. Дети же крепостных крестьян в государ­ственных школах обучаться не могли.

Учебные заведения:

Низшая ступень:

    цифирные школы: учащиеся овладевали навыками чтения, письма, счета.

    Цифирные школы открылись более чем в 40 городах России. (1714 г.)

    гарнизонные школы для детей солдат

    адмиралтейские школы для детей матросов.

Более обширные и разнообразные знания (алгебра, геометрия, тригонометрия, черчение, астрономия и т.д.) давала организованная в 1701г. школа математических и навигационных наук в Москве.

В 1715 г. часть классов перевели в Петербург и на этой базе создали Морскую академию . Навигационные школы открыли также в Новгороде, Нарве, Ревеле, Астрахани.

В 1707 г. были основаны медицинские школы в Москве, через несколько лет такая школа начала действовать в Петербурге. На Урале и в Карелии создаются горные училища. Возникают инженерная и артиллерийская школы.

Создание системы образования потребовало издания множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания.

В 1711 г. была основана первая типография в Петербурге. Одной из первых напечатанных в ней книг была «Книга Марсова, или Воинских дел», прекрасно оформленная, с множеством гравюр о Северной войне. В 1718 г. типография перепечатала первый русский учебник по истории – «Синопсис». Были изданы «Арифметика» Магницкого, таблицы логарифмов, учебник тригонометрии, «Грамматика» Смотрицкого, Словарь иностранных языков – лексикон.

Большое значение для повышения уровня грамотности насе­ления имело введение в 1710 году гражданской азбуки . Церковнославянские буквы заменили более простыми по начертанию. Как отмечал позже М.В.Ломоносов, «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

С 1703 года начала издаваться первая печатная газета - «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника.

Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 году Кунсткамера (помещение для редкос­тей). В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов». Это был первый русский музей. Тогда же в Петербурге были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи . В 1714 году в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека.

Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения стал указ 1724 года об учреждении Академии наук и художеств (открылась она уже после смерти царя в 1725).

Итак, отличительными чертами образования стали:

    светский характер

    ориентация на практические знания

2.Искусство: живопись, скульптура, архитектура

При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она становилась светской, более разнообразной в жанровом отношении, получа­ла активную поддержку со стороны государства.

Однако в целом она носила переходный характер, так как во многом еще сохраняла черты прежней эпохи.

Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты (многоголосое бытовое пение, обычно звучавшее в дни гос. и воен. праздников).

В изобразительном искусстве первой четверти XVIII века по­явилось такое новое явление, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Свою популярность она завоевала прежде всего из-за дешевизны. Вскоре гравюры уже широко использовались в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером-гравером был А. Ф. Зубов .

Другой отличительной чертой изобразительного искусства эпохи Петра стал портрет . Одним из основоположников русской светской живописи стал Иван Никитич Никитин(1690 -1742), получивший по указу Петра возможность обучения в Италии. Его портретам («Напольный гетман», «Петр I смертном ложе») присуще правдивое изображение своих героев, интерес к внутреннему миру человека, показу не только индивидуальных внешних черт, но и характера.

Скульптура. В Россию приезжало много иностранных мастеров. Знаменитому скульптору Бартоломео Карло Растрелли принадлежит несколько изображений Петра I. Среди них «восковая персона», с большой точностью передающая черты внешности царя, и конная статуя Петра в Петербурге.

Архитектура Петровского времени представлена прежде все­го строительством Санкт-Петербурга , для которого были при­глашены лучшие зарубежные специалисты - Ж. Леблон, Д. Трезини, Ф. Б. Растрелли . Но участвовали в этой работе и рус­ские архитекторы И. Коробов и М. Г. Земцов.

Важнейшими памятниками архитектуры этого времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати колле­гий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения императорского дворцового ансамбля в Петергофе.

Появляется регулярная городская планировка, именно так был выстроен Санкт-Петербург.

3.Дворянский быт

По обилию новых явлений в образе жизни людей первая четверть XVIII века занимает особое место в отечественной истории.

По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение евро пейской одежды - камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды . За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф (“бородовой налог”), а в худшем - ссылка. Крестьяне за право носить бороду должны были платить на­лог, который взимался каждый раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохранило свое право на ношение тра­диционной одежды и бороды бесплатно.

Из Европы царь привез и внедрил в России новые формы общения и развлечений : праздники с иллюминацией и фейервер­ками, маскарады. С 1718 года он специальным указом ввел ассамблеи , устраиваемые в домах знати. В них участвовали сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы. Особенностью этих балов стало разрешение участвовать в них женщинам. Вечер проходил в светских беседах, обсуждении последних но­востей и сплетен, танцах и аттракционах. Обязательной частью ассамблеи был грандиозный ужин. Каждый хозяин ассамблее стремился великолепием обстановки и новыми светскими манерами превзойти своего предшественника.

Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярными стали любительские оркестры, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати.

Новшеств в быте высших слоев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 году вышло в свет знаменитое “Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов”.

Закрепление изученного материала.

Главны­ми чертами развития культуры в эпоху Петра I стало усиление ее светских начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейской культуры .

На основе грандиозных перемен Петровского времени зародилась и развилась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура не только последующих десятилетий XVIII века, но и века XIX.

Однако культура Петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции прежней Руси.

Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Петре, не более как чудачества самого царя и господ.

Домашнее задание.