Броненосный крейсер блюхер. История корабля «Blucher

Удивительно, как иногда повторяются судьбы военных кораблей, имеющие одинаковые названия. Несколько случаев тому пример. Американские крейсеры «Бруклин» и «Нью-Йорк» почти в точности повторяли в боях действия своих предшественников. Русский крейсер «Аврора», хотя и не совершил великих подвигов, стал известен так же, как и его предшественник - фрегат «Аврора». Для германского флота таким именем стал «Блюхер».

Первый «Блюхер», ставший не совсем удачной попыткой построить линейный крейсер, погиб в бою у Доггер-банки в конце января 1915 года, избиваемый снарядами англичан. Правда, в составе флота он успел прослужить больше четырех лет. У второго «Блюхера» служба оказалась еще более короткой. Он успел прослужить всего чуть более полугода в составе германского флота, прежде чем пойти на дно Осло-фиорда, унося с собой по официальным данным почти 250 человек экипажа и десанта.

Что же это за корабль, так скоропостижно окончивший свой военный путь? Тяжелый крейсер «Блюхер» был родным братом «Адмирала Хиппера» и «Принца Ойгена». Заложен он был на фирме «Дойче Верке» в августе 1935 года через месяц после закладки головного корабля «Адмирал Хиппер». Спустя 37 месяцев, 20 сентября 1939 года, он был торжественно принят в строй германского флота, к сожалению, так и не став боевой единицей. Множество недоделок и неполадок в машинах задержали корабль у причала еще на два месяца. Только в последних числах ноября крейсер смог выйти в свой первый, пока еще испытательный поход, однако сама программа испытаний в связи с военным положением была максимально сокращена.

Завершив пробный поход, «Блюхер» вновь пришел в Киль, где на нем продолжились достроечные и ремонтные работы. Только 7 января следующего 1940 года он смог покинуть завод, но и тогда крейсер не стал полноценной боевой единицей. Ему требовалось опробовать на практике свои артиллерийские системы и торпедные аппараты, но суровая зима сорвала все планы, сковав воду льдом и накрыв все туманами. Пришлось кораблю вернуться к заводскому причалу, где на него вновь поднялись заводские рабочие, чтобы продолжить достроечные и ремонтные работы, растянувшиеся до конца марта.

«Блюхер» уже почти полгода числился в строю германского флота, однако до сих пор оставался ограниченно годным к службе из-за постоянных поломок машин и незаконченности испытаний. Тем не менее, Морской штаб имел свои виды, включив его в состав корабельной группы для участия в операции «Везерюбунг», в ходе которой планировалось захватить Южную Норвегию.

5 апреля в Свинемюнде, ставшей отправной точкой операции, на крейсер были загружены 830 военнослужащих 163-й пехотной дивизии и два генерала, которые должны были командовать всей операцией. Попутно на борт было принято огромное количество боеприпасов, которыми забили все штатные хранилища, проходы и любые свободные места на корабле. Именно этот фактор и сыграл самую зловещую роль.

7 апреля корабли во главе с «Блюхером» покинули Свинемюнде и вышли на соединение с другой частью группы вторжения. К сожалению, немцев уже вечером колонна кораблей была обнаружена английской подводной лодкой «Тритон» и обстреляна торпедами, правда, безуспешно. Вскоре еще одна английская лодка «Санфиш» засекла продвижение каравана судов и передала его координаты своему командованию. Тем не менее, германские корабли неумолимо двигались к своей цели - Осло-фиорду. В самом входе в фиорд колонну встретил патрульный корабль ВМС Норвегии «Пол-Ill», представлявший собой переделанный в боевое судно китобойный пароходик. Он тут же был захвачен командой моряков эсминца «Альбатрос».

Благополучно был пройден и следующий заслон - береговые батареи, расположенные на островах Болерне и Раной. Пока норвежские артиллеристы раздумывали о том, стрелять им или не стрелять, немцы прошли узость и вышли из зоны обстрела батарей. Однако они успели предупредить следующий заслон, который смог подготовиться к бою. Едва «Блюхер» вошел в зону действия 280-мм орудий береговой батареи, как тут же получил два снаряда в середину корпуса. Вскоре с другого острова заговорили 150-мм орудия еще одной батареи, добавившие крейсеру еще два десятка попаданий. Горящий, с заклинившими рулями корабль еще продолжал двигаться, когда две торпеды берегового базирования поставили точку в короткой биографии «Блюхера». Крен, пожары и взрывы собственного боезапаса добили поврежденный крейсер. Около 7 часов утра крен достиг угрожающей отметки в 45 градусов. Команде и десанту было приказано спешно покинуть борт корабля, и около 7.30 он носом ушел под воду.

Тяжелый крейсер «Блюхер» был вторым кораблем серии крейсеров типа «Адмирал Хиппер». Корабль, получивший литерное обозначение G и условное название Erzatz Berlin (нем. – «замена «Берлина»), обусловленное внешнеполитической игрой (Германия пыталась представить постройку нового крейсера как замену крейсера «Берлин», остававшегося в составе флота со времен Первой мировой войны), был заложен на стапеле завода «Блом и Фосс» в Гамбурге 15 августа 1936 года. 8 июня 1937 года он был спущен на воду и получил название в честь прусского фельдмаршала Гебхарда Леберехта фон Блюхера. Современные кораблестроители часто называют второй корабль в серии «первым серийным», что связано с большим количеством изменений в конструкции, вносимых по опыту строительства и эксплуатации первого корабля. Как правило строительство второго корабля в серии затягивается, и «Блюхер» также не избежал этой судьбы. Лишь 20 сентября 1939 года, на год позже запланированного срока, он был официально принят в состав кригсмарине.

Тяжелый крейсер «Блюхер» во время испытаний
: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d5/Bundesarchiv_DVM_10_Bild-23–63–09%2C_Kreuzer_%22Blücher%22.jpg?uselang=ru

Данные о геометрических размерах и эксплуатационных характеристиках крейсера, приводимые в различных источниках, существенно отличаются:

Как видно из приведенных данных, расхождения в водоизмещении и осадке крейсера, приводимых современными изданиями и специальными справочниками времен Второй мировой войны, весьма ощутимы. Объяснение этому можно найти в книге историка британской разведки Дональда Маклахана «Тайны британской разведки». В случае с крейсерами типа «Адмирал Хиппер» и линкорами типа «Бисмарк» немецкая разведка через военно-морского атташе организовала утечку ложной информации с заниженными водоизмещениями судов за счет указания их малой осадки. Первоначальным желанием немцев было доказать соответствие характеристик своих кораблей требованиям Вашингтонского договора об ограничении морских вооружений, но результат превзошел самые смелые ожидания. Союзники сами для себя объяснили малую осадку кораблей незначительной глубиной Кильского канала и Финского залива, приняв данные на веру, что привело к ошибкам в их кораблестроительных программах. Считая, что немецкие корабли направлены против СССР, англичане не стали перевооружать свои линкоры типа «Кинг Джордж V» артиллерией более крупного калибра, а СССР развернул неоправданно масштабную кораблестроительную программу и даже приобрел недостроенный немецкий тяжелый крейсер.

В качестве ходовой установки крейсера использовались 12 паровых котлов и 3 турбозубчатых агрегатов мощностью 132 000 л.с. (по данным «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» – 82 000 л.с). Ходовая установка позволяла развивать скорость в 32 узла. Дальность хода корабля составляла 6500 миль при скорости в 15 узлов (по данным «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» – 3000–16 000 миль; по данным, приведенным в книге Вальтера Хубача «Захват Дании и Норвегии» – 6500 миль).


Внешний вид и теневая проекция крейсера «Блюхер»
Источник: «Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» (Военмориздат СССР)

Несколько различаются и данные о бронировании крейсера, приводимые различными источниками. Наиболее полные данные о бронировании крейсера приведены в работе Сергея Патянина «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха»: главный пояс – 80 мм (по данным «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» – 127 мм); нос – 40 мм; корма – 70 мм; палуба – 30+30 мм; траверсы – 80 мм; башни главного калибра – 50–160 мм (по данным «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год» – 80 мм); барбеты – 80 мм; боевая рубка – 50–150 мм.

Артиллерийское вооружение крупных немецких надводных кораблей, строившихся после прихода Гитлера к власти, было организовано почти оптимальным способом – оно состояло из артиллерии главного калибра (размещенной в башнях), универсальной артиллерии среднего калибра и зенитных автоматов. Данные о составе артиллерийского вооружения, приводимые в различных источниках, практически идентичны.

Артиллерия главного калибра состояла из восьми орудий калибра 203 мм (длина ствола – 60 калибров, дальность стрельбы – 176 кабельтовых, масса снаряда – 122 кг, скорострельность – 4 выстрела в минуту), установленных в четырех двухорудийных башнях, расположенных попарно на носу и корме корабля, что позволяло обеспечивать одновременный бортовой залп всеми орудиями.

Зенитная артиллерия крейсера состояла из двенадцати универсальных орудий (6 спаренных установок) калибра 105 мм (длина ствола – 65 калибров, дальность стрельбы – 96 кабельтовых, масса снаряда – 15,1 кг, скорострельность – 12–15 выстрелов в минуту), двенадцати зенитных автоматов (6 спаренных установок) калибра 37 мм (длина ствола – 83 калибра, дальность стрельбы – 46,5 кабельтовых, масса снаряда – 0,745 кг, скорострельность – 50 выстрелов в минуту), десяти зенитных автоматов калибра 20 мм (длина ствола – 65 калибров, масса снаряда – 0,15 кг, скорострельность – 150–160 выстрелов в минуту). Универсальные орудия и зенитные автоматы располагались по периметру корабля, обеспечивая круговой перекрестный огонь.

Торпедное вооружение крейсера состояло из четырех строенных торпедных аппаратов калибра 533 мм. Корабль мог взять на борт 160 мин, что позволяло использовать его в качестве минного заградителя.

В 1930-е годы существовала определенная мода на использование гидросамолетов для вооружения крупных надводных кораблей (предполагалось использование самолетов для противолодочной обороны, ведения разведки и корректировки огня). Авиационная группа крейсера «Блюхер» состояла из четырех гидросамолетов, для запуска которых корабль был оборудован катапультой.

Крейсеры типа «Адмирал Хиппер» были типичными рейдерами, предназначенными для действий на удаленных коммуникациях противника, а также для борьбы с относительно слабо вооруженными вражескими кораблями.

Боевая служба

Задержки в ходе строительства сыграли с крейсером злую шутку. Корабль был введен в строй уже во время войны, и работы по устранению выявленных недостатков велись одновременно с боевой учебой. Только в середине ноября 1939 года, после устранения выявленных при приемке недоделок, «Блюхер» смог приступить к предварительным (в современной терминологии – швартовочным) испытаниям. Эти испытания выявили неполадки в машинах, после устранения которых 27 ноября крейсер покинул завод и направился в район Готенхафена, где приступил к ходовым испытаниям. По завершении испытательного похода корабль вернулся в Киль, где работы на нем продолжились. Только 7 января 1940 года «Блюхер», наконец, смог покинуть завод, но ввиду плохой погоды провести стрельбы не удалось, и 17 января он возвратился в Киль, где снова был отправлен на завод для устранения недоделок, которое затянулось до конца марта. Таким образом, корабль, формально находившийся в строю почти полгода, покидал достроечную стенку лишь на 19 суток и «не сделал ни одного выстрела из орудий главного калибра; не проводилось также столь важных общих учений по ликвидации последствий боевых повреждений и борьбе за живучесть» (В. Кофман «Тяжелые крейсера типа «Адмирал Хиппер» (под редакцией С. Сулиги).


Крейсер «Блюхер» после официального подъема боевого флага
Источник: http://fictionbook.ru/static/bookimages/06/66/12/06661257.bin.dir/h/i_028.jpg

Операция «Учения на Везере. Север». Первый и последний бой «Блюхера»

Острая нужда в кораблях для операции «Учения на Везере. Север» (оккупация Норвегии), в которой оказался задействованным весь немецкий флот, заставила Главное командование военно-морских сил Германии включить «Блюхер» в списки кораблей-участников вторжения. Правда, в решении указывалось, что крейсер пригоден для «простых заданий» , но при этом не уточнялось, что именно под этим понимается. К чести кригсмарине надо сказать, что немецкое командование было введено в заблуждение военной разведкой и не предполагало встретить в Норвегии серьезного сопротивления. Директива от 1 марта 1940 года гласила: «Принципиально нужно стремиться к тому, чтобы придать этой операции характер дружеского захвата, целью которого является вооруженная защита нейтралитета северных государств. Соответствующие требования будут переданы правительствам с началом захвата. Демонстрации флотов и воздушные демонстрации придадут в случае необходимости необходимый акцент» . В соответствии с оперативным приказом №1 группы XXI от 5 марта 1940 года основным вариантом развития операции был вариант «А» (мирная оккупации). О том, насколько сильна была вера в мирный захват, можно судить по следующим пунктам этого приказа: «Правомочное чувство собственного достоинства норвежских вооруженных сил нужно беречь тем больше, что это позволит (при тактичном поведении) завоевать для нас офицерский корпус. Стрелковое оружие и боеприпасы нужно конфисковывать только тогда, когда не гарантировано лояльное поведение войск. Незаконное применение оружия всякого рода должно исключаться в любом случае (например, при охранении боеприпасов)» . Согласно указаниям адмирала Кюммеца, немецкие корабли могли открывать огонь только по сигналу с флагмана, игнорируя предупредительные залпы и не обращая внимания на освещение прожекторами, по которым рекомендовалось не стрелять, а ослеплять их операторов собственным боевым освещением.

Силы сторон

Германия

Для захвата Осло была выделена 163-я пехотная дивизия (командир – генерал-майор Энгельбрехт, состав дивизии: 307-й, 310-й, 324-й пехотные полки, 234-й артиллерийский полк (3-е отделение легких полевых гаубиц), 234-я противотанковая рота, 234-й эскадрон самокатчиков, 234-й саперный батальон, 234-е отделение связи). Перебросить первый штурмовой эшелон дивизии предполагалась воздушным и морским путями (с помощью самолетов 10-го авиационного корпуса и 5-й группы военных кораблей соответственно). Прочие части предполагалось перебрасывать как по воздуху, так и морем при помощи транспортов. В состав 5-й группы военных кораблей под руководством контр-адмирала Кюммеца входили тяжелый крейсер «Блюхер» (командир – капитан Вольдаг), броненосец «Лютцов», учебный крейсер «Эмден», миноносцы «Меве», «Альбатрос» и «Кондор», l-я флотилия катеров-тральщиков (8 единиц) и вооруженные китобойные суда Рау-7 и Рау-8. Использование транспортных судов при высадке первого эшелона не предполагалось, поэтому его личный состав (около 2000 человек) и технику погрузили на неприспособленные для этого боевые корабли. По данным, приведенным в работе С. В. Шпилькина «Тяжелый крейсер «Блюхер», на корабль погрузили около 830 армейских военнослужащих, из которых 600 человек принадлежало к боевым частям 163-й пехотной дивизии. Остальные были военнослужащими из штабов 163-й дивизии и всей группы войск, предназначенной для захвата Южной Норвегии, а также из частей обслуживания (в том числе персонал будущей немецкой радиостанции в Осло). На корабль погрузили и довольно большое количество боеприпасов – поскольку в погребах все еще находился учебный боезапас, а времени на его выгрузку не оставалось, пришлось забить все штатные хранилища боевыми снарядами, зарядами и патронами. Для армейских взрывоопасных грузов под броневой палубой просто не нашлось места, и их пришлось размещать в торпедной мастерской, а то и просто на верхней палубе, позади переднего торпедного аппарата (ТА) правого борта. Часть грузов оказалась в ангаре, где кроме них хранились 200 кг бомб и резервный самолет (правда, не заправленный топливом). Третий гидросамолет «Арадо» пришлось оставить на берегу – для него просто не было места. В результате и без того не вполне боеспособный «Блюхер» оказался загроможденным опасными в пожарном отношении грузами и потенциально уже потерял значительную часть своей боевой устойчивости.

Норвегия

Сухопутные войска в районе Осло включали в себя части 1-й и 2-й пехотных дивизий. Немцы оценивали их боеспособность следующим образом: «При полной мобилизации для обороны Осло и Осло-фьорда (область 1-й и 2-й дивизии) необходимо рассчитывать на: шесть пехотных полков; два артиллерийских полка; два кавалерийских полка; один батальон самокатчиков; один батальон гвардии. Вместе примерно 17 18 тысяч человек с четырьмя-шестью тысячами легких пулеметов, более 70 тяжелых пулеметов, 20 минометов и 64 орудия» . Немцы рассчитывали не допустить проведения в Норвегии мобилизации и фактически иметь дело с двумя развернутыми пехотными полками (3-й и 6-й пехотные полки норвежской армии) общей численностью в 5000–6000 человек, из которых в первые часы боев могли быть задействованы около 2000 человек. Береговая оборона Осло-фьорда представляла собой довольно грозную силу и состояла из двух укрепленных районов. Вначале немцам было необходимо пройти между островами Болерне и Раной, охранявшими вход во фьорд и подходы к главной военно-морской базе Норвегии – Хортену. В состав первого укрепрайона входила батарея калибра 305 мм и несколько батарей меньшего калибра. Второй укрепрайон располагался в проходе узости Дробак. В этом месте Осло-фьорд сужается примерно до 500 м, простираясь между двумя островами Кахольм (Северным и Южным) и скалистым правым берегом. На островах Кахольм находилось шесть артиллерийских батарей (три 280-мм пушки Круппа модели 1891 года со снарядами массой 240 кг) и девять 57-мм орудий, а в Дробаке – три батареи (три 150-мм, два 57-мм и два 40-мм орудия). Кроме того, на острове Северный Кахольм в скальном укрытии располагалась береговая торпедная батарея, имевшая три канала с рельсовыми путями для выпуска торпед. Недостатками норвежских береговых батарей были узкий сектор обстрела и недоукомплектованность личным составом (так, личный состав трехорудийной батареи калибра 280 мм на Кахольме насчитывал всего семь человек). Норвежцами была проведена подготовка к минированию фарватера, но фактически оно не осуществлялось в целях безопасности судоходства. Огромным преимуществом береговой обороны была ее практически полная неизвестность для немцев. В соответствии с немецким Дополнением №3 от 1 апреля 1940 года (ОКМ, 3-й отдел военно-морского командования, Б. № 474) береговая оборона в районе Осло состояла из: «Дребак (около Осло). Форт Оскарсборг: восемь орудий по морским целям. В дальнейшем, по-видимому, подготовленные позиции для батарей по морским целям. В фарватере у Дребака поставлено электрическое минное заграждение».

Планы сторон

Норвежские планы обороны Осло до наших дней не сохранились, а о немецких планах известно следующее:

1 этап – захват аэродрома Осло-Форнебю ротой парашютистов;

2 этап – высадка на аэродроме штаба, двух батальонов 324-го пехотного полка и одной инженерной роты с целью захвата береговых укреплений в Осло-фьорде и порта в Осло;

3 этап – высадка штаба 163-й дивизии, пехотного батальона, полковых подразделений 324-го пехотного полка и прочих подразделений с целью: организации работы порта; занятия города Хенефосс с учебными плацами Хвальсмеэн и Хельгеландмеэн (чтобы изолировать норвежский 6-й пехотный полк); занятия городов Драммен и Конгсберг с учебным плацем Хельстаднеэн (чтобы изолировать норвежский 3-й пехотный полк);4 этап – высадка остальных частей 163-й дивизии и занятие Осло.


Схема Осло-фьорда
Источник: Сергей Патянин, «Блицкриг в Западной Европе: Норвегия; Дания»

Ход боя

Рано утром 7 апреля 1940 года крейсеры «Блюхер» и «Эмден» в сопровождении миноносцев «Меве» и «Альбатрос» покинули Свинемюнде и вскоре соединились в районе Киля с остальной частью южной группы вторжения. Отряд незамеченным дошел до Скагеррака, когда в 7 часов вечера его обнаружила и атаковала английская подлодка «Тритон», в свою очередь засеченная «Альбатросом» и давшая залп из неудобного положения. «Блюхер» благополучно уклонился от выпущенных торпед. Чуть позже другая английская подлодка, «Санфиш», также наблюдала немецкое соединение, но атаковать не смогла, хотя и сообщила о нем британскому командованию. Становится понятным, почему в немецкий отряд не были включены транспортные суда – англичане попросту не поняли, что он предназначен для высадки десанта.

Немецкий ордер беспрепятственно вошел в Осло-фьорд, где горели все навигационные огни (расчет на внезапность полностью оправдался). Норвежский патрульный корабль «Пол-III» (мобилизованный в 1939 году китобойный пароход, вооруженный одним 76-мм орудием) осветил прожектором шедший головным миноносец «Альбатрос» и открыл предупредительный огонь. Патрульный корабль не сумел нанести повреждений немецким кораблям и был взят на абордаж экипажем миноносца «Альбатрос». Капитан норвежского корабля капитан-лейтенант Лейф Велдинг-Олсен считается первым норвежцем, погибшим во Второй мировой войне.

Теперь «Блюхеру» и другим кораблям немецкого отряда предстояло пройти по фьорду около 100 км и преодолеть два укрепленных района. Вначале немцы должны были пройти между островами Болерне и Раной. Как только «Блюхер», следовавший со скоростью 15 узлов (предельно возможная скорость для узкого фарватера), вышел на траверз островов, с обеих сторон его осветили прожекторы, а затем раздался предупредительный выстрел, легший недолетом. Немецкие моряки четко следовали указаниям адмирала Кюммеца и не открывали огонь, продолжая движение. Подобное «миролюбие» удивило расчеты норвежских береговых батарей, и огонь на поражение был открыт с существенной задержкой: семь снарядов упали в 100–300 метрах позади колонны немецких кораблей. Единственное, что удалось сделать норвежцам, – погасить огни на фарватере, что привело к снижению скорости немецкого отряда до семи узлов.

8 апреля в 0 часов 45 минут «Блюхер» дал сигнал остановиться и начать высадку в районе базы в Хортене. Для этого часть войск с него и «Эмдена» пересадили на шесть сторожевых катеров типа «R» (Raumboote) и в сопровождении «Альбатроса» и «Кондора» отправили к берегу.

Около 5 часов 00 минут немецкие корабли подошли ко второму укрепленному району, расположенному в узком проходе Дробак. Перед преодолением второго укрепленного района для немцев сложилась весьма неблагоприятная обстановка: береговые батареи не были захвачены воздушным десантом, были извещены о появлении противника и, с учетом событий в первом укрепрайоне, могли открыть огонь. Разумным представлялось, послав миноносец, катер или тральщик, разведать поведение норвежских батарей и, в случае необходимости, прибегнуть к поддержке военной авиации. По не совсем понятным причинам контр-адмирал Кюммец принял решение о прямом прорыве, причем оставил головным не хорошо бронированный броненосец «Лютцов», а крейсер «Блюхер». Это решение адмирала выглядит особенно странным в свете наличия у него информации о минировании норвежцами фарватера. Вероятно, Кюммец стремился успеть в Осло одновременно с остальными десантными группами и, по возможности, быстрее захватить столицу, а также пребывал в плену внушенных разведкой иллюзий о мирном вступлении в Норвегию.


За все время линейный крейсер «Принсесс Роял» выпустил 139 полубронебойных снарядов (вес бортового залпа 3084 кг).

Итоги. Попаданий в «Принсесс Роял» со стороны противника не имелось, но вследствие недостаточной надежности материальной части и конструктивной неполноценности артиллерийских установок были временные повреждения, уменьшавшие силу артиллерийского огня крейсера.

В отдельные периоды боя из строя выходило до 50% главного калибра, но усилием личного состава повреждения исправлялись, и корабль мог возобновлять стрельбу.

Потерь в личном составе корабля не было.

3. Повреждения и гибель германского броненосного крейсера «Блюхер» (додредноутного типа)

«Блюхер» («Blucher»). Год спуска-1908;

D -15 800 т; скорость – 25.8 узлов; вооружение: артиллерия – 12-210 мм/45, 8-150 мм/kb, 16-88 мм торпедные аппараты-4-450 мм; бронирование: пояс по ватерлинии-180 мм; запас топлива-2300 т; мощность механизмом (S. Н. Р.) – 43800;

L-161,1 м, В-24,5 м, Т-8,0 м; экипаж-1097 чел.

Германский броненосный крейсер «Блюхер» получил в 8 часов 40 минут с дистанции около 100 каб. с «Ляйона» первое попадание 343-мм полубронебойным снарядом, которое не принесло ему особых повреждений. Временами стрельба английских кораблей то затихала, то снова оживлялась, потому что дым и неправильное целераспределение мешали им вести бой.

Броненосный крейсер «Блюхер». Схема с указанием некоторых известных повреждений, нанесенных полубронебойными снарядами.

В 10 часов 30 минут англичане сблизились с германскими линейными крейсерами; бой снова принял ожесточенный характер, и «Блюхер» получил попадание тяжелым снарядом, который пробил броневую плиту между двумя носовыми башнями и поджег около 40 зарядов, находившихся в коридоре, служившем для подачи боезапаса Пламя перебросилось через шахты элеваторов в обе башни и уничтожило всех находившихся в них людей. Новыми попаданиями снарядов вывело из действия рулевой привод и котлы кочегарки № 3, в результате чего ход корабля уменьшился до 17 узлов. Середина корабля была охвачена пожаром. «Блюхер» начал понемногу отставать, но своей артиллерийской стрельбы по противнику не прекращал.

В промежуток времени от 10 часов 35 минут до 10 часов 41 минуты (т. е. за 6 минут) «Блюхер» получил еще 3 попадания, одно из которых вызвало пожар в погребе носовой башни, но, благодаря своевременному затоплению погреба, огонь был потушен.

Следующий залп попал в корпус корабля (180-мм бронирование) по ватерлинии. Дальнейшие попадания снесли все кормовые надстройки и вывели из действия две кормовые башни.

«Блюхер» постепенно отстал от линейных крейсеров, что помогло англичанам усилить по нему артиллерийскую стрельбу, в результате которой он получил еще шесть попаданий. Повреждения оказались настолько серьезными, что справиться е ними было невозможно, и гибель крейсера казалась неминуемой. Помощью со стороны своих кораблей он обеспечен не был, так как германским крейсерам эта попытка не удалась.

Англичане, видя, что корабль, обладая хорошей живучестью, несмотря на сильные разрушения, не тонет, решили нанести «Блюхеру» торпедный удар, послав для этого эскадренный миноносец «Метеор».

«Блюхер», отражая торпедную атаку англичан, попал в миноносец «Метеор» снарядом крупного калибра (210-мм), который разорвался в его носовой кочегарке, после чего «Метеор» оказался выведенным из строя. На смену последнему пошел в атаку крейсер «Аретьюса»; ему удалось, приближаясь с боем, подойти на 12,5 каб. и выпустить две торпеды; одна взорвалась под носовой башней, вторая под машинным отделением. Силой торпедных взрывов вывело из действия все электрическое освещение. «Блюхеру» удалось также выпустить торпеды по крейсеру «Аретьюса», но они не попали.

В течение артиллерийского боя, длившегося 2 часа 53 минуты, «Блюхер» получил 100 попаданий 343-мм снарядами, но, несмотря на исключительно большие повреждения, преимущественно в его подводной части, крейсер держался на воде до того, как получил 2 торпедных попадания, которые ускорили его гибель.

Сначала крейсер некоторое время лежал на борту, а затем перевернулся вверх килем и, наконец, в 12 часов 07 минут [1 Вильсон (Морские операции в мировой войне 1914-1918 гг.) на стр. 105 показал время гибели «Блюхера» 12 часов 13 минут. Корбетт (Операции английского флота в мировой войне, т. II) на стр. 117 время гибели Блюхера относит к 12 часам 10.минутам.] затонул. На «Блюхере» было убито 792 человека, раненых насчитывалось 45 человек. Всего 837 человек.

Подошедшие английские миноносцы спустили шлюпки и спасли плававших в воде 260 человек, которые попали в плен.

«Блюхер» за время боя выпустил до 300-210-мм снарядов.

Итоги; За 2 часа 53 минуты «Блюхер» получил до 100 полубронебойных 343-мм снарядов (о большинстве попаданий сведений не осталось), которые, проникая внутрь корпуса через броневой 180-мм пояс и через палубу (толщина ее неизвестна), производили сильные разрушения. Надстройки сметались снарядами большого калибра без особых затруднений и превращались в развалины. Снаряды выводили ив строя котлы.

Снаряди, разрывавшиеся в местах скопления боезапаса, производили пожары; от горения пороха взрывов не наблюдалось.

К мерам борьбы за живучесть относятся энергичное тушение пожара личным составом и затопление артиллерийских погребов, где происходили пожары. Экипажа погибло 76%.

4. Характер повреждений линейных крейсеров в бою у Доггербанки

Английские линейные крейсеры. Из всех попавших в английские крейсеры снарядов крупного калибра большее количество наносило повреждения в борту кораблей. Бронирование главного броневого пояса (229-мм) пробивалось 280 и 305-мм бронебойными снарядами. Если пробоины находились в районе ватерлинии и под ней, то в этих случаях вода поступала внутрь корабля. В тех случаях, когда 229-мм бронирование непробивалось, наблюдалось вдавливание нескольких броневых плит, сопровождавшееся нарушением водонепроницаемости обшивки корпуса, в результате чего создавались крены до 10°, исключавшие возможность использования артиллерии и понижавшие при этом защиту борта вследствие его оголения.

Взрывы снарядов, происходившие в непосредственной близости у борта корабля, передавались корпусу сильными ударами и сотрясениями, которые выводили из строя главные и вспомогательные механизмы («Ляйон»).

Повреждение башен происходило от попаданий в их крыши, которые, будучи недостаточно надежными, пробивались, и снаряды, проникая внутрь, засыпали башни своими осколками и кусками разбитого бронирования. В отдельных случаях броня крыши башни была сорвана с болтов («Тайгер», «Ляйон»). Слабым местом башенных механизмов оказались гидравлические устройства («Тайгер»).

По артиллерийской части существенным повреждением был выход из строя электрической цепи центральной наводки и приборов управления артиллерийским огнем, что затрудняло ведение боя.

Меры борьбы за живучесть заключались в следующем:

1) восстановление башен от повреждения снарядами противника и исправление конструктивного несовершенства артиллерийских установок главного калибра («Ляйон»);

Линейный крейсер «Зейдлиц».

Схема с указанием разрушенных тяжелыми снарядами помещений и происшсд ших пожаров.

2) исправление цепи центральйой наводки и ремонт приборов управления артиллерийским огнем («Тайгер», «Ляйон»);

3) борьба ва непотопляемость при помощи наложения на сорванную крышку люка парусинового пластыря с постановкой подпор;

4) откачивание воды из корабля его водоотливными средствами.

Из изложенного фактического материала следует, что бронирование английских линейных крейсеров с их 229-ли(главным поясом было недостаточно надежно и требовало увеличения его с таким расчетом, чтобы 280 и 305-мм бронебойные снаряды его не разрушали.

Еще гремели залпы русско-японской войны, еще броненосным крейсерам Камимуры предстояло доказать свою пригодность для участия в линейном бою наряду со «старшими товарищами» - броненосцами, а на стапелях всех важнейших военно-морских держав уже закладывались корабли этого класса, принадлежавшие к новому поколению. Конструкторы «отжимали» из проектов все лишнее и использовали последние достижения современной техники, делая свою продукцию все более рациональной и мощной. По сути дела, броненосный крейсер уже перестал быть крейсером в старом понимании этого слова - одиночным рейдером, предназначенным для охоты за торговыми судами противника. Огромные, закованные в броню исполины, несшие все более сильную артиллерию, являвшуюся несомненным излишеством для планировавшихся им задач. В морских доктринах крейсерам теперь в основном отводилась роль разведчиков при эскадре, быстроходного авангарда, способного разметать неприятельские дозоры, не давая им возможности наблюдать за развертыванием собственных линейных эскадр. Фактически же последние броненосные крейсера создавались по принципу «корабль против корабля».

Строящаяся новая единица никак не могла быть меньше и слабее введенного в строй потенциального противника, напротив, она должна была превосходить его при возможной «личной встрече». Другая сторона отвечала на это своим «силачом», причем уже тогда, когда потенциальный соперник еще находился на верфи. Эскалация индивидуальной мощи броненосного крейсера захватила все нации. Вполне естественно, что в таких случаях бурное соперничество приводило к появлению весьма совершенных образцов. Но, как это часто случается в истории военной техники, оно несло в себе ростки конца данной линии развития. Финал этого был уже совсем близок. Шансы встретиться в бою конкретно с тем самым соперником, против которого он строился, для данного корабля становились совсем призрачными, не говоря уже о том, что в реальной боевой обстановке одна из сторон могла оказаться и в численном превосходстве, и под прикрытием линкоров или эсминцев - ведь флоты продолжали стремительно расти. Но пока что в Англии, США, Франции, Италии, Германии и России продолжали думать о «крейсере-абсолюте», способном сокрушить врага в своеобразном рыцарском поединке.

Во главе «процесса», как уже повелось, выступала «владычица морей». Последние и самые мощные броненосные крейсера Британии начали строиться в разгар русско-японской войны. Но в их проектах конструкторы по возможности учли ее уроки, хотя в типично английском духе. Водоизмещение взятого за прототип «Уорриэра» увеличили на тысячу тонн, полностью перекомпоновав вооружение.

В результате получился изящный четырехтрубный корабль, с многочисленными орудийными башнями. Помимо двухорудийных носовой и кормовой, в которых разместились 234-миллиметровки, по каждому борту выстроились в ряд по пять одноорудийных 190-мм. Утыканные, как ежи, скорострельными пушками, «Дифенс», «Минотавр» и «Шэннон» на учениях ухитрялись выпускать в минуту до 50 тяжелых снарядов из башенных орудий - в 20 раз больше, чем наша «Россия». Но не все было так гладко, как выглядело на бумаге и на смотрах. Основные характеристики крейсера оказались недостаточно сбалансированными: защита по сравнению с предшественниками ничуть не улучшилась, а местами стала даже несколько слабее. По сути дела, снаряд, пробивший бортовой пояс (толщина которого в середине корпуса составляла шесть дюймов, уменьшаясь в носу и корме до четырех и трех дюймов соответственно), мог нанести опасные повреждения машинам, котлам или погребам боезапаса - единственным дополнительным прикрытием которых являлся чисто символический 19-мм скос броневой палубы. Хотя на одном из предвоенных банкетов с участием английских и германских моряков эскадры Шпее офицеры с «Минотавра» обещали в случае встречи с «Шарнхорстом» или «Гнейзенау» не стрелять из одной 190-миллиметровки, «чтобы уравнять число орудий», далеко не факт, что такая встреча обязательно сложилась бы в пользу «британца». Ведь целей для неприятельских снарядов хватало: теперь каждое орудие имело собственную подачу, по которой продвигалась настоящая «цепочка» опасного груза. Эту опасность подтвердила жестокая судьба «Дифенса», в который в Ютландском сражении попал тяжелый снаряд с германского линкора. Огненная дорожка от воспламенившихся зарядов проникла во все погреба, и они вспыхнули одновременно, выбрасывая столбы пламени и дыма через снесенные крыши многочисленных башен. Корабль тут же взлетел на воздух, унеся с собой в пучину всю команду.

Вторым слабым местом была уже недостаточная для наступившей эпохи дредноутов скорость. Проектные 23 узла с трудом достигла первая пара, «Дифенс» и «Минотавр», но чуточку более широкий и мелкосидящий «Шэннон» не превысил и 22,5 узла. Столь незначительный запас скорости перед своими линкорами и стал причиной гибели «Дифенса», который вместе с товарищами просто не смог быстро удалиться с пути армады Джеллико и попал под убийственный огонь внезапно появившихся линкоров противника, под которым смог продержаться всего несколько минут.

Но такая судьба явилась неким восстановлением справедливости. Ведь к тому времени на дне Северного моря уже’ покоился германский ответ на «дифен-сы» - последний броненосный крейсер кайзеровского флота «Блюхер». Надо отметить, что немцы подошли к проблеме «улучшения породы» этого класса кораблей более рационально. «Блюхер» получил единый главный калибр, хотя, по национальной традиции, не слишком мощный - 12 210-мм орудий в шести башнях, из которых на борт могли стрелять только четыре. В соответствии с той же традицией, защищен корабль был заметно лучше, чем у англичан. Более толстый 180-мм пояс подкреплялся изнутри 50-мм скосами палубы, что, впрочем, всего лишь примерно соответствовало бронированию японских «асам». Постарались конструкторы и со скоростью: столь же традиционная трехвальная установка номинально обеспечивала 24 узла, а на испытаниях крейсер развил на узел с лишним больше. Но высокая скорость и хорошая защита (оговоримся - для броненосных крейсеров!) в итоге сыграли с ним злую шутку. Численное преимущество британцев в линейных крейсерах побудило командование Флота Открытого моря включить «Блюхер» в состав быстроходного отряда адмирала Хиппера, состоявшего из кораблей этого нового класса. В результате и скорость, и защита его оказались недостаточными: при преследовании англичанами в бою при Доггер-банке нерасчетливо поставленный в арьергард корабль стал постепенно отставать и получать одно попадание за другим. Наконец, -удачно выпущенный тяжелый снаряд нащупал «ахиллесову пяту» в конструкции, пробив сверху палубную броню и взорвавшись в бортовом коридоре, по которому подавался боезапас к бортовым башням. В узкой и длинной «трубе» воспламенились заряды, и пламя, как в камине, потянуло по всему кораблю. Последующие попадания вывели из строя механическую установку. Однако построен «Блюхер» был крепко: англичанам пришлось всадить в уже неподвижный крейсер около сотни снарядов крупного калибра и несколько торпед, прежде чем он наконец пошел ко дну.

Помимо немцев, броненосный крейсер с главной артиллерией единого калибра создали только французы. И тоже в результате калибр этот оказался слабоватым. Два представителя последнего поколения класса, плававшие под трехцветным флагом, «Эдгар Кинэ» и «Вальдек Руссо», несли четырнадцать 194-мм орудий - очень внушительное на первый взгляд количество. Но именно только на первый. Располагались они в установках трех видов: в двух- и одноорудийных башнях, а также в казематах. Последнее решение являлось вынужденным: больше башен разместить даже в изрядном по длине корпусе не представлялось возможным. Внушительные многотрубные 14 000-тонные гиганты при своей 23-узловой скорости после появления дредноутов практически полностью потеряли свою ценность, но французы сохраняли их в строю и в 1930-е годы, после вступления в строй быстроходных крейсеров нового поколения, хотя уже в качестве учебных кораблей.

Свой вариант суперкрейсера появился и за океаном. Причем американцы продолжили свое экономическое давление на Старый Свет: не церемонясь, они заложили более крупную серию, чем кто-либо из европейцев. Большие по размерам, но относительно слабо вооруженные («только» восьмидюймовками в качестве главного калибра) предшественники - «Пенсильвании», о которых мы рассказывали ранее, подверглись изрядной критике. Поэтому еще до их вступления в строй следующая четверка («Теннесси», «Вашингтон», «Норт Каролина» и «Монтана») получила уже 10-дюймовые орудия, снаряд которых весил 250 кг, более чем в два раза превышая массу снаряда у предшественников. В остальном же новые броненосные крейсера мало отличались от «Пенсильвании» со товарищи: при водоизмещении 14 500 т они могли разогнаться только до 22 узлов. Основой защиты по-прежнему оставалась броневая палуба с толстенными 102-мм скосами, подкрепленная с борта 127-мм броневым поясом. Хорошее прикрытие из 229-мм плит имели лобовые части башен и боевая рубка. Однако американцы не решились на следующий шаг: второй калибр по-прежнему состоял из шестнадцати шестидюймовок. Правда, эти орудия могли сослужить неплохую службу, по крайней мере в бою с крейсерами, а частично и с броненосцами, разрушая их небронированные части. А вот двадцать две 76-миллиметровки к моменту вступления в строй выглядели несколько странно - многовато в качестве противоминного калибра, при практически нулевом шансе использовать их в «большом» бою.

В итоге американские гиганты обладали не столь уж многочисленными достоинствами, но еще и изрядными недостатками для того, чтобы войти в состав основных боевых эскадр. И прослужили они в первой линии совсем недолго. Уже в ходе Первой мировой войны с крейсеров начали потихоньку снимать артиллерию. Жертвой пали шестидюймовки (их число на некоторых единицах уменьшилось до четырех) и ставшие совсем одиозными 76-миллиметровки, количество которых уменьшилось почти вдвое (до 12). Впрочем, незадолго перед тем, в 1911 году, статус «Теннесси» и компании формально повысился: на них установили решетчатые «шуховские» мачты, что тогда являлось исключительной привилегией американских линкоров. О желании командования испытать свои суперкрейсера «в деле» свидетельствовала и установка в ходе войны пары 76-мм зениток. Но пока суть да дело, «Пенсильвании», как и их предшественников, активно использовали для опытов с палубной авиацией. С «Норт Каролины» 5 ноября 1915 года состоялся первый запуск самолета. Позже «Вашингтон» стал настоящей «броненосной авиаматкой»: на крейсере базировалось четыре гидросамолета, также пускаемые с катапульты.

Тем не менее после завершения Первой мировой войны эти большие и морально устаревшие единицы сохранились в составе флота: у США, в отличие от Англии, ощущался явный недостаток любых крейсеров. Но из четырех «в живых» осталось только три. В августе 1916 года только что переименованный в «Мемфис» «Теннесси» находился в гавани столицы Доминиканской Республики Санто-Доминго, когда в этот порт вкатилась гигантская 30-метровая волна цунами. И с кораблем водоизмещением 15 тысяч тонн произошло невообразимое: мощный вал просто выбросил его на берег. Смятый и «перекрученный», крейсер пришлось сдать на слом. Переименованию подверглись и остальные: «Вашингтон» в том же 1916 году стал «Сиэтлом», а в 1920 году «Норт Каролина» и «Монтана» превратились в «Шарлотт» и «Мизулу». Причина такого «понижения в чине» (крейсера вместо «штатов» стали «городами», причем из числа далеко не первых в США) заключалась прежде всего в том, что названия требовались для росшего как на дрожжах флота дредноутов. Но не только. Последние броненосные крейсера Соединенных Штатов уже не представляли большой ценности, и в 1921 году их перевели в резерв. Но на разделку отправили не сразу. Командование ВМС сделало несколько попыток их модернизации. Один из проектов предусматривал, в частности, установку более мощных и современных механизмов. Из вооружения на крейсерах сохранились только 10-дюймовки, дополненные новыми 127-мм скорострелками. Однако даже в таком «омоложенном» виде корабли оставались бы «отжившими свое стариками». В итоге предпочтение отдали принципиально новому классу тяжелых крейсеров, а «Мизула» и «Шарлотт» через несколько лет отправились на слом. В строю оставался только «Сиэтл», служивший плавучим штабом и казармой для его клерков до Второй мировой войны, когда некогда самый мощный броненосный крейсер США окончательно «разжаловали» до плавучего склада. Всё же бывший «Вашингтон» пережил и эту войну, пойдя на слом вместе с куда более молодыми и сильными кораблями только в 1946 году после 40-летней службы.

К представителям последнего поколения броненосных крейсеров относится и построенный в Англии русский броненосный крейсер «Рюрик», о котором рассказывалось ранее. По вооружению он, пожалуй, выглядел даже несколько предпочтительнее «американцев»: при тех же четырех 10-дюймовках наш корабль мог добавить огонь такого же числа 8-дюймовых орудий на борт, по сравнению с куда менее мощными шестью 6-дюймовками.

Все эти корабли имели водоизмещение не менее 14 тысяч тонн. Инженерам казалось, что в меньшие размеры невозможно вместить столь же мощное вооружение плюс адекватную защиту. Опровергнуть данный постулат взялись итальянцы, достигшие больших успехов в проектировании быстроходных боевых судов. Руководству флота в 1904 году удалось «пробить» постройку пары броненосных крейсеров при том условии, что они будут весить не более 10 ООО т. Конструктор Джузеппе Орландо подошел к делу просто, взяв за основу чертежи броненосцев типа «Рома» и уменьшив свой корабль до требуемых размеров. Конечно, пришлось поступиться калибром артиллерии. Место 12-дюймовок заняли 10-дюймовые орудия, но в удвоенном количестве - по 2 в носовой и кормовой башнях. Восьмидюймовки пришлось заменить на 190-миллиметровки, причем из-за несколько меньшей длины корпуса дополнительной жертвой стала одна из трех башен по каждому борту. В итоге «Пиза» и «Амальфи» оказались «самыми маленькими среди самых сильных»: при водоизмещении в 9850 т они выпускали столько же металла, сколько и их прототипы и «старшие товарищи» - «ромы». Очень солидно выглядела защита борта, достигавшая в середине корпуса 200 мм. Вполне прилично прикрывались башни и боевая рубка. Не подкачала и скорость, превысившая на испытаниях 23 узла - больше, чем у «Теннесси» и «Рюрика», при равенстве с «Дифенсом» и французами.

Строился на верфи ВМФ в Киле. Водоизмещение - 15 590 т, максимальная длина - 161,7 м, ширина - 24,5 м, осадка - 8,2 м. Мощность трехвальной паросиловой машинной установки тройного расширения - 34 000 л.с., скорость - 24,5 уз. Бронирование: пояс 180 - 60 мм, палуба 40 - 50 мм (скосы 50 мм), башни 180 мм, батарея 140 мм, рубка 250 мм. Вооружение: двенадцать 210/45-мм, восемь 150/45-мм и шестнадцать 88/45-мм орудий, четыре 450-мм торпедных аппарата. Погиб в бою у Доггер-банки 24 января 1915 г.

119. Броненосный крейсер «Минотавр» (Англия, 1908 г.)

Строился на верфи ВМФ в Девонпорте. Водоизмещение - 14 600 т, максимальная длина - 158,19 м, ширина - 22,71 м, осадка - 7,92 м. Мощность двух альной паросиловой установки тройного расширения - 27 000 л.с., скорость - 23 узла. Вооружение: четыре 234/50-мм и десять. 190/50-мм орудий, шестнадцать 76/45-мм скорострельных пушек, пять 457-мм торпедных аппаратов. Бронирование: пояс 152 - 76 мм, палуба 19 - 37 мм (на скосах 19 мм), башни 203 - 114 мм, подачи 178 - 76 мм, боевая рубка 254 мм. В 1908 - 1909 гг. построено три единицы: «Дифенс», «Минотавр» и «Шэннон». «Дифенс» погиб в Ютландском бою в мае 1916 г., два других исключены из списков и сданы на слом в 1920 - 1922 гг.

120.Броненосный крейсер «Сан Марко» (Италия, 1911 г.)

Строился на верфи ВМФ в Кастелламаре. Водоизмещение - 10 970 т, максимальная длина - 140,80 м, ширина - 21,0 м, осадка - 7,71 м. Мощность четырехвальной паротурбинной установки - 23 000 л.с., проектная скорость - 23 узла. Вооружение: четыре 254/45-мм и восемь 190/45-мм орудий, восемнадцать 76-мм скорострельных, два 47-мм салютных, три 450-мм торпедных аппарата. Бронирование: пояс 200 - 75 мм, палуба 50 мм, башни 254-мм орудий 200 мм, башни 190-мм орудий 160 мм, боевая рубка 254 мм. Всего в 1910 - 1911 гг. построено две единицы: «Сан Джорджо» и «Сан Марко». Оба исключены из списков флота в 1947 г.

Несмотря на все конструкторские успехи, кое-какую цену за экономию веса пришлось заплатить. Итальянские крейсера имели довольно низкий корпус и при значительном волнении, которое нередко имело место даже в спокойном Средиземном море, прилично заливались водой. Исправить положение взялся известный кораблестроитель Эдуардо Масдеа, создавший немало очень неплохих кораблей для итальянского флота. На следующей паре, «Сан Джорджо» и «Сан Марко», он ввел полубак, предотвращающий заливание на волне, что обошлось в лишних 600 тонн. Изменилось и общее расположение: вместо трех труб «Пизы», делавших ее похожей на «исходную» «Рому», на «святой паре» появились четыре, в группах по две, как на первом итальянском дредноуте «Данте Алигьери». Вооружение осталось прежним; увеличилось только число 76-миллиметровок, которых стало 18 вместо 16), а бронирование, при той же толщине отдельных элементов, удалось расположить более удачно: вся средняя часть корпуса представляла собой солидный броневой редут. Если «Сан Джорджо» удалось обеспечить отечественными плитами производства завода Терни, то для «Марко» пришлось заказывать их в США - мощности отечественных заводов не хватало для обоих кораблей, строившихся практически одновременно.

«Сан Марко» отличался от «систершипов» и «полусистершипов» еще и тем, что на нем установили паровые турбины мощностью 23 000 л.с. (вместо паровых машин тройного расширения в 20 000 л.с. на остальных единицах). Это новшество пошло ему на пользу: крейсер показал на испытаниях 23,75 узла, больше любого из остальных, несмотря на то, что оказался самым «тяжелым» - водоизмещение практически достигло 11 тысяч тонн. Массу корабля уменьшили, укоротив внушительные трубы на несколько метров, поскольку выяснилось, что тяга и так достаточна для того, чтобы 14 котлов Бэбкока-Уилкокса со смешанным угольно-нефтяным отоплением обеспечивали достаточное количество пара для турбин.

«Великолепная четверка» (точнее, обе пары, действительно прекрасные по своим характеристикам) вступила в строй в 1909 - 1910 годах, а в ходе Первой мировой войны претерпела первые существенные модернизации. На берег сдали часть мало полезных 76-миллиметровок, но одновременно орудия этого же калибра снова появились на борту, но уже в качестве зениток, причем в солидном для того времени количестве - по шесть на корабль. Все броненосные крейсера получили переднюю мачту, что придало им более традиционный облик по сравнению с исходным, когда их украшала только здоровенная грот-мачта, делавшая весь силуэт каким-то неуравновешенным и странным.

Как и для их собратьев по классу из других стран, война сложилась для «итальянцев» неудачно. Никаких ярких походов и подвигов, но зато обязательные жертвы. Вскоре после вступления Италии в войну в июле 1915 года «Амальфи» торпедировала подводная лодка. Формально U-26 принадлежала бывшему союзнику, Австро-Венгрии, но фактически австрийским являлся только номер: на субмарине находился полностью германский экипаж. Оставшуюся в одиночестве «Пизу» в 1921 году переклассифицировали в корабль береговой обороны, затем - в учебное судно, и в этой роли она благополучно просуществовала до 1937 года.

Более интересная судьба ожидала пару «святых». Они до начала 1930-х годов, оставались (по крайней мере формально) в первой линии флота. Затем «Марко» переоборудовали в радиоуправляемый корабль-мишень, уменьшив мощность механической установки практически вдвое. Тем не менее с новыми нефтяными котлами и без тяжелых башен бывший крейсер довольно лихо ходил 18 узлами. В 1943 году, после капитуляции Италии, его захватили немцы, но использовать не смогли и, потопленный авиабомбами союзников, он пошел на слом после окончания войны.

«Сан Джорджо» оставался бойцом до самого конца. В 1938 году его значительно модернизировали, установив приличную для того времени зенитную, батарею из восьми 100-мм, шести 37-мм, двенадцати 20-мм и четырех 13-мм автоматов. (Впоследствии число стволов противовоздушной обороны возросло до 36.) Получилась своего рода плавучая артиллерийская батарея, способная постоять за себя (и защищаемый объект) и против морского, и против воздушного противника. Именно так «Сан Джорджо» и использовали. Броненосный крейсер-батарея защищал крепость Тобрук в Ливии. Там он и нашел свой конец в январе 1941 года, подорванный командой, чтобы не попасть в руки наступающих англичан. Однако история ветерана на этом не закончилась. Затопленный на мелководье «Джорджо» подняли в 1952 году и отвели в открытое море, где торжественно отправили на дно, сочтя, что славный боевой путь должен иметь почетное завершение.

Несмотря на то, что последние представители класса броненосных крейсеров строились в разных странах и в соответствии с различными идеями, в итоге они имели на удивление похожие технические характеристики. Скорость 22 - 23 узла (с минимальными отклонениями) и 8 - 9 стреляющих на борт орудий одного или двух «главных» калибров - 190 - 254 мм. Защита борта также являлась примерно эквивалентной и состояла из 5 - 6-дюймового пояса. Правда, к нему имелось «скрытое дополнение» в виде скосов броневой палубы, толщина которых колебалась весьма значительно: от эфемерных 19 мм у английских кораблей до более чем внушительных 102 мм у американских «полубронепалубников». В целом все они представляли собой очень мощные боевые единицы, заметно превосходящие своих предшественников, в особенности в части артиллерии.

Считается, что максимальную эффективность крупный боевой корабль приобретает спустя три-четыре года после вступления в строй, и еще пять-восемь лет является вполне современной единицей первой линии. По этим критериям все броненосные крейсера последнего поколения вступили в Первую мировую войну именно в таком качестве. Но технический прогресс в военно-морском деле в начале XX века оказался настолько быстрым, что эти отличные корабли, на которые были затрачены немалые средства и усилия конструкторов, остались невостребованными. Причина этого кроется прежде всего в просчетах руководства флотов воюющих держав. Насколько полезнее стал бы тот же «Дифенс», оказавшись в отряде адмирала Крэдока в бою у Коронеля, как это и предусматривалось первоначальным планом. Или напротив, сколь существенные проблемы мог создать англичанам быстроходный и мощный «Блюхер», находясь в эскадре Шпее или в индивидуальном крейсерстве. Или он же - нашим кораблям на Балтике. Однако командование предпочитало держать все еще новые, но уже не отвечавшие требованиям первой линии корабли при главных силах. Где они и гибли без славы и большой пользы.

В. КОФМАН

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Создание этого корабля было связано с успешной операцией британской разведки: когда в Англии началось строительство линейных крейсеров типа «Invincible» с 305-мм артиллерией, первый лорд Адмиралтейства сэр Джон Фишер развернул широкий комплекс мероприятий, направленных на дезинформацию немцев: утверждалось, что новые британские корабли имеют нормальное водоизмещение 15000 тонн и вооружены десятью - двенадцатью 234-мм орудиями.

Адмиралу Тирпицу это показалось логичным: если дредноуты создавались на базе броненосцев с единым 305-мм главным калибром, то строящиеся корабли, являвшиеся по определению крейсерами, должны были стать развитием «Warrior» и «Minotaur» с 203-мм или 234-мм орудиями. Немцы даже подумать не могли, что Фишер решится на создание кораблей с артиллерией линкоров и бронированием крейсеров средней руки.

В итоге «Blucher» стал облегченным вариантом дредноута «Nassau», но с единым 210-мм калибром. Как и у прототипа, артиллерия ГК размещалась 8 двухорудийных башнях, расположенных по линейно-ромбической системе, огонь по борту могли вести только восемь орудий.

Когда же новый корабль был почти готов, выяснилось, что «англичане» значительно крупнее его и вооружены 305-мм пушками. Британцы выиграли очередной виток «дредноутной гонки» - германский корабль не мог равняться с ними ни скоростью, ни вооружением. С. Переслегин пишет: «Blucher» «оказался самым несчастливым кораблем кайзеровского флота. Огромные средства были потрачены на создание прекрасного броненосного крейсера, который из-за существования у противника «Инвинсибла» не мог найти себе никакого применения и в результате бесполезно погиб».

Этот корабль недаром называется «крейсеромдодредноутом»: для линейного крейсера у него были недостаточно сильная артиллерия ГК и скорость хода. А для броненосного крейсера те же элементы, не говоря уже об огромных размерах корабля и неэкономичности энергетической установки, были избыточны. В результате «Blucher» оказался между двумя классами и не нашел подходящей области оперативного применения (значительную пользу он принес бы на Балтике, но немецкие адмиралы почему-то до этого не додумались).

С 1911, почти сразу после вступления встрой, оказавшийся ненужным крейсер использовался в качестве учебного артиллерийского корабля, но после начала войны вошел в состав разведывательных сил Флота наравне с линейными крейсерами.

24.01.1915 германское соединение в составе трех линейных крейсеров и «Blucher» вышло в море с целью атаковать английские легкие силы у Доггер-банки. Во время этой операции немцы неожиданно встретили пять линейных крейсеров англичан.

Ввиду серьезного превосходства сил противника (24-343-мм и 16-305-мм орудий против 8-305-мм, 20-280-мм и 12-210-мм германских кораблей) командующий немецким отрядом вице-адмирал Франц фон Хиппер начал отход к своим берегам, где надеялся навести вражеское соединение под удар линкоров и эсминцев. Англичане преследовали, причем основной удар на себя принял концевой «Blucher» (самый тихоходный среди «немцев»).

В 10.30 ведущий ожесточенный артиллерийский огонь крейсер получил попадание 343-мм снаряда (до этого были отмечены еще два попадания), который пробил броневую палубу между двумя носовыми башнями и поджег около 40 зарядов, находившихся в коридоре для подачи боеприпасов.

Пламя перебросилось через шахты элеваторов в обе башни и мгновенно уничтожило всех находившихся там людей. Новые попадания снарядов вывели из строя рулевой привод и котельное отделение № 3; середина корпуса была охвачена пожаром. Ход «Blucher» упал до 17 узлов, крейсер стал отставать от ордера. В 10.48 он выкатился из строя влево и с сильным креном стал уходить на север.

Хиппер, понимая, что спасти корабль не удастся, вел свои линейные крейсера к бухте Яде (на юго- восток), оставив «Blucher» наедине со всей эскадрой противника. Британцы необдуманно бросили преследование уходящего германского соединения и стали добивать одинокий корабль. Вскоре на немецком крейсере были снесены все кормовые надстройки и выведены из строя две башни кормовой группы. Один из снарядов вызвал пожар в погребе носовой башни (№ 1), но своевременное затопление погребов предотвратило взрыв-После трехчасового артиллерийского боя потерявший ход «Blucher» представлял собой груду раскаленных докрасна развалин (загорелся даже уголь в наполовину пустых бункерах), но по-прежнему упорно не желал тонуть. Чтобы добить корабль, англичане послали в торпедную атаку эсминец «Meteor». Однако комендоры последней оставшейся в строю башни немецкого крейсера всадили в носовую кочегарку эсминца 210-мм снаряд, который вывел его из строя. Всего «Blucher» атаковали торпедами четыре эсминца, в следующей волне - еще три.

Затем в атаку пошел легкий крейсер «Arethusa»: он выпустил две торпеды с дистанции 12,5 кабельтов. Одна из них взорвалась под носовой башней, вторая - в районе машинного отделения. Силой взрыва на «Blucher» выбило все электрическое освещение. Немцам удалось выпустить по противнику две торпеды, но в цель они не попали.

За 2 часа 53 минуты боя в германский крейсер с минимальной дистанции попали около 70 полубронебойных 343-мм снарядов, нанесших страшные повреждения преимущественно в подводной части, а также 7 торпед. Проявивший исключительную боевую живучесть «Blucher», в свою очередь, выпустил по противнику 300 снарядов главного калибра.

После взрывов торпед опрокинувшийся крейсер некоторое время лежал на левом борту, затем перевернулся и в 12.30 затонул. С кораблем погибли 792 человека, в том числе командир - капитан 2 ранга Александр Эрдман. 260 спасшихся, в том числе 45 раненых, подобрали британские эсминцы.