Понятие художественный метод и его различные трактовки. Литературный процесс и его категории
Метод – устойчивые повторения в конкретном историческом периоде, целостный круг основных особенностей литературного творчества. Худ. метод – отражение жизни в действительности (впервые в «Поэтике» Аристотеля).
Направление – историческая, эстетическая, национальная форма художественного метода.
Причины смены методов и направлений:
1. Изменение мировоззрения 2. Исторические изменения 3. Изменение культурных условий 4. Изменение эстетики
Религиозный символизм (идея сословного иерархизма, сис-ма соц. и экономического неравенства людей, союз «царства» и «священства», теория «Москва – третий Рим» – литература Древней Руси)
Барокко (абсолютная власть монарха и возвеличивание церкви.; зародилось оно в конце XVI столетия в Италии; основа – античный стиль - пришло на смену Возрождению; вера в реальность духовного начала, величие Бога)
Классицизм (З. Европа 17 в.; идея абсолютной монархии, культ античности и разума, нравственное воздействие на воспитание благородных чувств) Классицистическая драматургия утвердила так называемый принцип «единства места, времени и действия», что означало: действие пьесы должно происходить в одном месте, время действия должно быть ограничено временем продолжительности спектакля (возможно больше, но максимальное время, о котором должна была повествовать пьеса - один день), единство действия подразумевало, что в пьесе должна быть отражена одна центральная интрига, не перебиваемая побочными действиями.
Классицизм зародился и получил свое развитие во Франции с утверждением абсолютизма (классицизм с его понятиями об «образцовости», строгой иерархии жанров и т. п. вообще часто связывают с абсолютизмом и расцветом государственности) - П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Jlaфонтен, Ж.-Б. Мольер и т. д. Вступив в полосу упадка в конце XVII века, классицизм возродился в эпоху Просвещения - Вольтер, М. Шенье и др. После Великой французской революции с крушением рационалистических идей классицизм приходит в упадок, господствующим стилем европейского искусства становится романтизм.
Классицизм в России:
Русский классицизм зародился во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой русской литературы - А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. В эпоху классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив при этом свою национальную самобытность. Характерные особенности русского классицизма:
а) Сатирическая направленность - важное место занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, непосредственно обращенные к конкретным явлениям русской жизни;
б) Преобладание национально-исторической тематики над античной (трагедии А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.);
в) Высокий уровень развития жанра оды (у М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина);
г) Общий патриотический пафос русского классицизма..
Сентиментализм (от английского sentimental - «чувствительный») - течение в европейской литературе и искусстве XVIII века. Был подготовлен кризисом просветительского рационализма, явился завершающим этапом Просвещения. Хронологически в основном предшествовал романтизму, передав ему ряд своих черт.
Основные признаки:
2. В отличие от классицизма с его просветительским пафосом, доминантой «человеческой природы» объявлял чувство, а не разум.
3. Условием формирования идеальной личности считал не «разумное переустройство мира», а высвобождение и совершенствование «естественных чувств».
4. Герой литературы сентиментализма более индивидуализирован: по происхождению (или убеждениям) он демократ, богатый духовный мир простолюдина - одно из завоеваний сентиментализма.
5. Однако в отличие от романтизма (предромантизма), сентиментализму чуждо «иррациональное»: противоречивость настроений, импульсивность душевных порывов он воспринимал как доступные рационалистическому истолкованию.
Наиболее законченное выражение сентиментализм принял в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия - произведения Дж. Томсона, О. Голдсмита, Дж. Крабба, С. Ричардсона, JI. Стерна.
Сентиментализм в России:
В России представителями сентиментализма являлись: М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин (наиб, известное произв. - «Бедная Лиза»), И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский.
Характерные особенности русского сентиментализма:
а) Достаточно четко выражены рационалистические тенденции; б) Сильна дидактическая (нравоучительная) установка; в) Просветительские тенденции; г) Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались к разговорным нормам, вводили просторечия.Излюбленные жанры сентименталистов - элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых преобладают исповедальные мотивы.
Романтизм (З. Европа – кон. 18 в. – нач. 19 в.; намеренное отступление от всяких правил; конфликт – личность и общество; идея «двоемирия»)
Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный) - литературное и художественное направление XIX-XX вв. Берет свое начало в Возрождении (так называемый «Ренессансный реализм») или в Просвещении («просветительский реализм»). Черты реализма отмечаются в древнем и средневековом фольклоре, античной литературе.
Основные черты реализма:
1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
2. Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.
3. Познание действительности идет при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности («типические характеры в типической обстановке»). Типизация характеров в реализме осуществляется через «правдивость деталей» в «конкретностях» условий бытия персонажей.
4. Реалистическое искусство - искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. Философское основание этому - гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего мира, в отличие, например, от романтизма.
5. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов
В России, где основы реализма были еще в 1820-30-х гг. заложены творчеством А. С. Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика), а также некоторых других писателей («Горе от ума» А. С. Грибоедова, басни И. А. Крылова), этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм XIX века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. Обостренный социально-критический пафос - одна из основных отличительных черт русского реализма - напр., «Ревизор», «Мертвые души» Н. В. Гоголя, деятельность писателей «натуральной школы».
Модернизм (2-я половина 20 в. – противопоставление традиционному искусству)
В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций, появился стиль, названный Поток сознания (англ. Stream of consciousness), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.
Главными предтечами модернизма были: Достоевский (1821-81) (Преступление и наказание (1866), Братья Карамазовы (1880); Уитмен (1819-92) (Листья травы) (1855-91); Бодлер (1821-67) (Цветы зла), А. Рембо (1854-91) (Озарения, 1874); Стриндберг (1849-1912), особенно его поздние пьесы.Философами, повлиявшими на писателей модернистов, были Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Уильям Джеймс, и другие. Сильное влияние оказал также Зигмунд Фрейд. Модернизм покончил со старым стилем в первые три десятилетия 20го века и радикально пересмотрел возможные литературные формы. Главные литераторы этого периода.
Художественный метод
Следует четко представлять, в каких соотношениях и взаимосвязях находятся такие категории литературного процесса, как художественный метод, литературное направление и течение, художественный стиль .
Понятие литературного процесса является наиболее общим, исходным для определения всех категорий, характеризующих разные стороны литературы, относящихся к разным ее аспектам.
Художественный метод - это способ освоения и отображения мира, совокупность основных творческих принципов образного отражения жизни. О методе можно говорить как о структуре художественного мышления писателя, определяющей его подход к действительности и ее воссозданию в свете определенного эстетического идеала.
Метод воплощается в содержании литературного произведения. Через метод мы постигаем те творческие принципы, благодаря которым писатель воспроизводит действительность: отбор, оценка, типизация (обобщение), художественное воплощение характеров, явлений жизни в историческом преломлении.
Метод проявляется в строе мыслей и чувств героев литературного произведения, в мотивировках их поведения, поступков, в соотношении характеров и событий, в соответствии жизненного пути, судеб персонажей социально-историческим обстоятельствам эпохи.
Художественный метод - система принципов отбора жизненного материала, его оценки, принципов и преобладающих форм художественного обобщения и переосмысления. Он характеризует комплекс факторов: целостное идеологическое, оценочное, индивидуально-неповторимое, социальное отношение художника к действительности, к сознательно или стихийно отраженным потребностям, идеологическим и художественным традициям. Художественный метод во многом определяет специфику художественного образа.
С понятием «художественный метод» тесно связано понятие «художественный стиль». Метод реализуется в стиле, то есть общие свойства метода получают свою национально-историческую конкретность в стиле писателя.
Понятием «метод» (от гр. - путь исследования) обозначается «общий принцип творческого отношения художника к познаваемой действительности, то есть ее пересоздания». Это своего рода способы познания жизни, которые менялись в разные исторические и литературные эпохи. По мнению некоторых ученых, метод лежит в основе течений и направлений, представляет тот способ эстетического освоения действительности, который присущ произведениям некоторого направления. Метод есть категория эстетическая и глубоко содержательная.
Проблема способа изображения действительности была впервые осознана в античности и получила законченное воплощение в труде Аристотеля «Поэтика» под именем «теории подражания». Подражание, по Аристотелю, составляет основу поэзии и ее цель - воссоздать мир похожим на реальный или, точнее, каким он мог бы быть. Авторитетность этой теории сохранялась вплоть до конца XVIII века, когда романтики предложили иной подход (тоже имеющий свои корни в античности, точнее в эллинизме) - пересоздание реальности в соответствии с волей автора, а не с законами «мироздания». Эти две концепции, по мнению отечественного литературоведения середины прошлого века, лежат в основе двух «типов творчества» - «реалистического» и «романтического», в рамки которых укладываются «методы» классицизм, романтизм, разные типы реализма, модернизм. Следует сказать, что понятием «метод» пользовались многие теоретики литературы и писатели: А. Ватто, Д. Дидро, Г. Лессинг, И. В. Гете, С. Т. Колридж, написавший трактат «О методе» (1818).
В целом ряде работ учеными предлагается дополнить понятие метода понятием типа творчества, типа художественного мышления. При этом два типа творчества - пересоздающий и воссоздающий - охватывают все богатство принципов художественного отражения.
Касаясь проблемы соотношения метода и направления, необходимо учитывать, что метод как общий принцип образного отражения жизни отличается от направления как явления исторически-конкретного. Следовательно, если то или иное направление исторически неповторимо, то один и тот же метод, как широкая категория литературного процесса, может повторяться в творчестве писателей разных времен и народов, а значит, разных направлений и течений. Например, элементы реалистического принципа отражения действительности мы встречаем уже в направлениях классицизма, сентиментализма, то есть еще до возникновения собственно реалистического метода, так же как сложившийся реализм позднее проникает и в произведения модернизма.
Итоговая контрольная работа по литературе 10 класс.
Вариант №1
1. Какой художественный метод играет ведущую роль в русской литературе второй половины 19 века?
А) сентиментализм
Б) романтизм
В) просветительский реализм
Г) критический реализм
2. Выделите один отличительный признак романа-эпопеи
А) большой объём
Б) проблемно-тематическая энциклопедичность
В) показано значимое для нации историческое событие
Г) показаны идейно-нравственные искания личности
3. Назовите первый роман И. А. Гончарова:
А) «Фрегат Паллада» Б) «Обыкновенная история» В) «Обломов» Г) «Обрыв»
4. Определите жанр романа И. А. Гончарова «Обломов»:
А) авантюрный Б) социально-бытовой В) психологический
А) духовной и физической гибели
Б) стремлении к поиску
В) в обрисовке «счастливого» будущего Обломовки
6. Определите жанр пьесы А. Н. Островского «Гроза»:
А)семейно-бытовая драма Б) трагедия В)комедия Г) психологическая драма
7. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению А.Н. Добролюбова, является проявлением:
А) духовной силы и смелости
Б) духовной слабости и бессилия
В) моментного эмоционального порыва
8. Почему А. Н. Островский назван «отцом русского национального театра» ?
А) возродил традиции предшественников в драматургии
Б) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие русской драматургии
В) построил здание Малого театра
9. Давая общую оценку содержания романа «Отцы и дети», И. С. Тургенев писал: «. ..Вся моя повесть направлена
Против...»
А) дворянства Б)крестьянства В) революционных демократов
10. Какое высказывание, объясняющее смысл финала романа «Отцы и дети», кажется вам наиболее верным?
А) смерть Базарова - приговор «детям», с которыми таким образом расправился автор
Б) Базарова убила сама природа, так как он вторгся в заведенный порядок жизни и смерти - и пал его жертвой
В) передовые борцы почти всегда гибнут
11. Какой момент в биографии Базарова стал переломным в осознании своей личности
А) любовь к Одинцовой Б) разрыв с Аркадием В) дуэль с Кирсановым
Г) посещение родителей
12. В чем основное различие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина от русских народных сказок?
А) использование сатирических приемов
Б) в трактовке характеров героев
В) зло в финале сказки наказывается не всегда
13. Сатира - это
А) один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому
Б) один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка
В) один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, порока человека
Или общества
14. Перу Салтыкова-Щедрина не принадлежит
А) «Господа Головлёвы» Б) «История одного города» В) «Накануне».
15. Определите жанр произведения Н. С. Лескова «Очарованный странник»:
А)очерк Б) сказ В)рассказ Г) повесть
16. В чем состоит своеобразие народности Н. А. Некрасова?
А) в изображении проблем и чаяний народа
Б) в идее свержения крепостничества, в постановке вопросов общенародной значимости и разрешении их в интересах народа, в вере в талант народа
В) во включении в свои произведения фольклорных мотивов.
17. Кому из героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принадлежат слова, выражающие позицию автора: «И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить...» ?
А) Соне Б) Катерине Ивановне В) Авдотье Романовне
18. Как Ф. М. Достоевский отвечает на поставленный им самим в романе «Преступление и наказание» вопрос: «Согласитесь ли вы быть архитектором здания судьбы человеческой с целью осчастливить людей, . при условии. Что для этого необходимо замучить всего лишь одно человеческое существо...»?
А) да Б) нет
19. В чём состоит своеобразие жанра романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
А) социально-бытовой Б) авантюрный В) любовный Г) психологический.
20. Что Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» считает нормой отношения русских людей к поверженным врагам?
А) поведение Тихона Щербатова в отряде Денисова
Б) великодушие Кутузова («...теперь их и пожалеть можно...»)
21. Каковы «движущие силы истории», с точки зрения Л. Н. Толстого?
А) гениальная личность способна повести за собой массы
Б) народ - главная движущая сила истории
В) фатум, высшая сила, определяет ход истории
22. В чём состоит смысл заглавия романа
А) «война» и «мир» - антонимы, отображающие основной принцип построения системы образов в романе
Б) название – изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни.
(Запишите ответы на вопросы 23-25 словом или словосочетанием)
23. Как называется изобразительно-выразительное средство, использованное Ф.И.Тютчевым «безмолвно, как звёзды в ночи »?
24. Каким термином в литературоведении обозначается приём изображения персонажа, строящийся на описании его внешности «глаза его были глубокими и бездонными, чувственные губы, широкий лоб – всё говорило о неординарном внутреннем мире».
25. Как называется художественное преувеличение, например в комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя «Отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».
Метод художественный, или творческий, - одно из важнейших понятий литературоведения. Он определяет наиболее общие особенности образного отражения жизни в искусстве, которые устойчиво повторяются в творчестве ряда писателей и тем самым образуют литературные течения (направления) в той или иной стране или ряде стран (например, реализм, романтизм, символизм и др.). Характер образного отражения жизни зависит прежде всего от того, как, на основе какого метода художник подходит к изображению действительности.
Иллюстрация Ю. Селиверстова к книге Т. Мора «Утопия».
Иллюстрация Д. Шмаринова к роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
Метод художественный складывается в определенных исторических условиях - писателей, приверженцев данного метода, объединяет представление об идеале, о человеке, который отвечает (или не отвечает) этому идеалу, стало быть, о типе героя, выборе соответствующего сюжета. Стиль писателя всегда индивидуален, но он обязательно связан с методом художественным, которого придерживается писатель.
Многообразие исторической жизни общества порождает и многообразие проявлений метода художественного, поэтому в одно и то же время могут существовать и различные методы художественные в зависимости от взгляда художника на задачи искусства.
Реалистическим художественным методам свойственно тяготение к передаче реальных особенностей жизни (хотя возможно и обращение к условным формам, например в сатире) , в романтических резче сказывается субъективная позиция художника, придающая изображению более условный характер. Сравним с этой точки зрения две картины: Э. Делакруа «Свобода на баррикадах» и В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Обе они связаны с реальными историческими событиями, рисуют прежде всего массовые народные сцены. Полотно Делакруа написано под впечатлением событий июльской революции 1830 г. в Париже. Суриков изображает эпизод далекого прошлого - финал стрелецкого бунта против Петра I в 1698 г. Для Делакруа главным является стремление передать свое отношение к происходящему: изображение пронизано контрастами, как бы символизирующими смысл событий. В центре картины - полуобнаженная женская фигура со знаменем, один из цветов которого - красный - особенно контрастирует с темным фоном, где угадывается движение толпы. Крупный план на картине представлен двумя бойцами с оружием, мальчиком, стоящим рядом с женщиной, телами раненых и убитых. На заднем плане - отблески пожара, сквозь который видны выступы домов. Подчеркнуто-условный образ главной героини - женщины, под которой подразумевается сама Свобода, яркие контрасты в изображении движущейся массы людей, их страстного порыва вперед - все это отражает энтузиазм художника, ищущего исключительные обстоятельства и исключительных героев, чтобы передать пафос восстания и тем самым выразить свое отношение к миру.
В центре внимания Сурикова - народная трагедия. На Красной площади, на фоне возвышающегося в центре храма Василия Блаженного, - толпа, при этом каждый человек, а их около пятидесяти, показан как индивидуальность, у каждого свой характер, свое выражение. Справа высится фигура Петра I на коне, грозная и величественная, слева на переднем плане - гневный и перед лицом казни непокорившийся стрелец, в центре - рыдающая женщина с ребенком, в лаптях - стрельчиха, оплакивающая мужа, которого ведут на казнь. Здесь говорит о себе каждая деталь, здесь нет мелочей, которые бы не означали главного: речь идет о трагедии народа на крутом повороте истории. В этом основная историческая мысль художника. В. И. Ленин говорил, что Петр I не останавливался и перед «варварскими средствами борьбы против варварства». Вот этот противоречивый момент русской истории и раскрыт в картине с глубокой скорбью и сочувствием к народу.
В первой картине народ изображен романтиком, во второй - реалистом. Оба художника на стороне народа, но их картины различны по своему художественному методу.
Можно привести другой пример, когда два писателя изображают одно и то же событие, но разными методами. Так, например, знаменитая битва при Ватерлоо, в которой Наполеон потерпел окончательное поражение, изображена романтически в романе Гюго «Отверженные» и реалистически в романе Стендаля «Пармская обитель».
Великий исторический переворот, связанный с Октябрьской революцией (включая и период её исторической подготовки), естественно, создал новые условия для развития мирового искусства, и в частности литературы, и тем самым для формирования нового художественного метода - метода социалистического реализма.
Изучение художественного метода имеет большое значение для понимания закономерностей развития искусства и литературы и роли, которую играет в этом развитии индивидуальное творчество писателя. В критике существует ряд понятий, не расходящихся с понятием художественного метода: направление, течение, стиль, литературная школа, литературная группа. Все они в конечном счете имеют в виду общность существенных особенностей в творчестве ряда писателей (иногда в ряде стран), складывающихся в ходе литературного развития в принципе на основе того или иного сходства социальных, идейных и прочих позиций писателей. Точное разграничение этих понятий в критике еще не достигнуто. В данном словаре мы говорим об общем понятии художественного метода, о направлениях и течениях как его конкретных историко-литературных проявлениях, о школах и группах как наиболее частных его формах.
Художественный метод. Понятие стиля. Значение термина «стиль».
Литературное направление.
МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - способ художественного отражения
действительности, который определяется совокупностью наиболее
общих и устойчивых черт литературного творчества, а именно:
характером отбора явлений действительности, средствами
художественной изобразительности, наиболее общей оценкой
изображаемого и соотнесенностью эстетического идеала с
закономерностями развития действительности. Литература знает
несколько Х.М., напр., романтизм, реализм, социалистического
реализм (реализм с социалистическими идеями) и др.
Стиль – эстетическое единство всех элементов художественной
формы, обладающее оригинальностью и выражающее
содержательность.
С одной стороны, стилю противопоставляется бесстильность –
эстетическая невыразительность художественной формы.
С другой стороны, стилю можно противопоставить эпигонскую
стилизацию (отрицательную эстетическое значение, простое
повторение уже найденных художественных эффектов).
Стиль является свойством художественной формы. Целостность
стиля прослеживается в системе стилевых доминант (качественных
характеристик стиля, в котором отражается художественное
своеобразие):
В области сюжетного мира:
1. Сюжетность (описательность).
2. Фантастика (жизнеподобие).
В области художественной речи:
1. Монологизм (разноречие).Монологизм – единая речевая манера
для всех персонажей с речевой манерой общения. Разноречие –
реальный речевой мир становится объектом изображения. 2. Номинативность и риторичность. – мера использования средств
языковой изобразительности. Риторичность – косвенное или
описательное обозначение предметов.
3.Стих (проза) – степень упорядоченности художественной речи.
В области композиции:
1. Простая – композиция, предполагающая доминантный сюжет,
одна точка зрения.
2. Сложная – свободный сюжет, несколько точек зрения.
Носители языка:
1) эмоционально-интонационные особенности речи.
2) эмоционально-интонационные особенности ритмо-
мелодической организации.
3) Голоса субъектов речи.
4) Особенности пространственно-временной организации (в тех
случаях, когда становится ощутимой выразительность самой
постройки).
Категории стиля:
1) изобразительность и выразительность.
2) общее и единичное.
3) условное и жизнеподобное.
4) простота и сложность.
5) строгость и свобода формы.
Стиль – единство признаков; эти признаки лежат на поверхности –
единство конструктивных элементов художественной формы.
Стиль можно распознать из субъектной организации произведения.
Художественный метод – набор исторических типов композиций и
способы их разрешения.
Литературное направление – единство художественного метода и
художественного стиля. Литературное направление – совокупность основных особенностей
литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде
исторического развития литературы; принципы, которыми
руководствуется писатель, обобщая в художественных образах
явления жизни (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,
натурализм, модернизм).
Характер художественной композиции:
- простой (объединение частей и элементов произведения в одно
целое, которое выражается естественным способом: сюжет –
прямая хронологическая последовательность в области
повествования – один тип повествования, образование хронотопа –
времени и места.
- сложный (эстетический эффект, который как смена
повествовательных типов в «Герой нашего времени», система
пересечения разных сюжетных линий в «…», разнородная
пространственно-временная организация как в «Мастер и
Маргарита»).
Литературное направление:
выделение 3 стадий в историческом развитии литературы:
1) Синкретическая (мифологическая).
2) Риторическая (традиционалистическая).
3) Индивидуально авторская.
Классицизм – о его появлении свидетельствами определенные
тенденции в самой литературе, стремление познать их
теоретически в произведениях, появившихся с 16 века по 18 век,
значительным манифестом Буало «Поэтическое искусство».
Сентиментализм – чувствительность, связано с трактовкой
человеческой личности как отзывчивой, способной к состраданию,
в истоках просматриваются идеи Просвещения и их своеобразная
трактовка во 2 половине 18 – начале 19 века. Романтизм – первая треть 19 века – разочарование в идеях
Просвещения; внимание к личности как духовному существу, с
суеверным миром. Белинский: романтический тип уманостроения,
проявляющийся в порыве к лучшему. Коренная почва
существования романтизма – сердце и душа.
Реализм – вторая половина 19 века – понимание и изображение
характера героя как порождение определенных социально-
исторических обстоятельств национальной жизни. Сущность –
реалистический метод, объединяющий произведения самых
разных по мировоззрению писателей.
Поспелов: «Реализм произведения в том, что писатель заставляет
своих героев действовать в соответствии с особенностями их
сознательного характера, создаваемого общественными
отношениями стран и эпох».
Волков: «Реализм непосредственно унаследовал открытую
романтизмом самоценность личности, но без абсолютизации,
поставив личность в качественно иное отношение с окружающими
ее жизненными обстоятельствами».
Символизм – конец 19 – начало 20 века – три главных компонента:
мистическое содержание, символы и расширение художественной
впечатлительности.
Модернизм – начало 20 века – научное направление философско-…
движения, родившиеся из разочарований в возможностях науки,
разума, стремления к возрождению).
Постмодернизм – восприятие мира как хаоса, лишенного
причинно-следственных связей и ценностных ориентиров,
изображение бессознательного, случайного в поведении героев,
утверждение простоты.