Имидж психолога в образовании. Психологические аспекты формирования имиджа практического психолога Имидж психолога в образовании


реферат по имиджелогии на тему: Имидж профессии психолог. Объём - 20-30страниц. Теория.

Введение
Конец XX в. принес в нашу жизнь явление, которого не существовало в ней легально с 1936 г. Стали появляться так называемые практические психологи, которые предлагают обществу совершенно специфические виды услуг: определение готовности ребенка к школе, психологическое обеспечение бизнес-планов, психологическую характеристику членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т. п. Имидж практического психолога оказывает мощное психологическое воздействие на его целевую аудиторию и на него самого.
Многие справочные издания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как целенаправленно формируемый образ; как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ; как набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью; или как мысленное представление чего-то ранее видимого в представлении о другом. Таким образом, чаще всего понятие имидж расшифровывается как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Имидж профессии – это совокупное общественное восприятие данной профессии многими людьми. Впечатление о профессии формируется путем собственного опыта, на основе мнений и слухов, циркулирующих в обществе, сообщений средств массовой информации .
Различные аспекты имиджа профессии «психолог» затрагивали в своих работах В.Л. Бозаджиев, Т.Г. Довженок, О.В. Мартыненко, В.П. Ососков, Е.Б. Перелыгина, В.В. Фадеев, Е.Ф. Платаш и другие авторы.
Цель данной работы – рассмотреть проблему имиджа профессии «психолог».

1.Имидж как научное понятие
Термин «имидж» в последние годы очень широко используется, но следует отметить, что и на сегодняшний день однозначного толкования имиджа не существует. Иногда высказывают крайние точки зрения - от признания того, что имидж можно и нужно формировать, учитывая специфику воспринимающего субъекта, до утверждений о неэтичности целенаправленного формирования имиджа как средства манипулирования сознанием и поведением людей. Более осторожные ученые считают, что имидж не приспособляем к каким-либо ситуациям, он статичен, так как определен генезисом и социумом.
Социологический словарь дает два толкования термину «имидж» (от англ. image - образ, представление):
Внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других.
Совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т. д. объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему .
В России в семидесятых годах ХХ века имидж рассматривали только как средство манипулирования массовым сознанием. В девяностых годах В.М.Шепелем была сформирована новая отрасль - имиджелогия, как наука о технологии личного обаяния, благодаря чему было преодолено стереотипное представление об имидже. Параллельно появились теоретические и практические работы, посвященные этой проблеме, таких авторов, как П.С.Гуревич, А.Н.Жмыриков, Е.В.Егорова - Гантман..................................

Заключение
Профессиональный имидж психолога – это сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ психолога, включающий в себя особенности и качества личности, необходимые психологу, как профессионалу.
Как показывает практи¬ка, в сознании общественности профессиональная психология представлена весьма приблизитель¬но, основываясь на своего рода мифах, порожденных обыденными мнениями, слухами, популярным телепередачами, имид¬жем и высказываниями знакомых пси¬хологов. И.В. Вачков с соавторами в книге «Введение в профессию «психолог» систематизировал мифы о психологии и психологах, выделив 5 основных. Во втором параграфе работы представлено их содержание и комментарий к ним. Они касаются представлений, что психолог «видит людей насквозь»; от природы наделен особыми способностями к общению и пониманию других; психолог - человек, умеющий управлять поведением, чув¬ствами, мыслями других; досконально знает самого себя и владеет собой в любых обстоятельствах; психолог - мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия - указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.
В.Л. Бозаджиев, проведя анализ литературы, пришел к выводу, что в современном российском обществе пока еще не сложилось адекватное представление о профессии психолога, о целях, задачах и средствах его работы. Проведенное В.Л. Бозаджиевым совместно с С.Ю. Рыжковой исследование показало, что для людей имеет значение и опыт психолога, уровень его профессионализма, и его внешность, и умение грамотно говорить, вести диалог. Для них важен и возраст психолога, и его пол, стиль одежды и другие характеристики, которые относятся к имиджформирующим.
В работе затрагивались результаты исследования имиджа профессии психолога, проведенного на «Сервере виртуальных исследований» по принципу открытого опроса. Рассматривались следующие вопросы: с кем ассоциируется специалист-психолог; вопрос «психологи нужны для…»; вопрос о смысле профессии психолога; о характерных для специлиста качествах; о том, кто обращается за консультацией к психологу, и о том, что люди получают в результате работы с психологом. Обнаружено, что имидж профессии психолога в общественном сознании противоречив (респонденты в процесс опроса давали взаимоисключающие ответы о личностных качествах профессионального психолога) и биполярен (от признания ценности психолога как специалиста до отрицания необходимости данной профессии в социуме), вызывает противоположные чувства.
Что могут сделать сами психологи, чтобы поднять престиж профессии? Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого психолога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.

Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология - М.: Деловая книга, 1997. – 368 с.
2. Бозаджиев В.Л. Имидж психолога – М.: Академия Естествознания, 2009. – 219 с
3. Вачков И. В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие. – М. : Издатель¬ство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 464 с.
4. Довженок Т.Г. Жесты в формировании профессионального имиджа психолога как средства эффективной коммуникации // Теория и практика современной психологии: Международная научно-практическая конференция. – 2002. - №2.
5. Имидж профессии психолога// Сервер виртуальных исследований [Электронный ресурс] virtualexs.ru/cgi-bin/exsurveys/research.cgi?mode=qresults&ac=2376
6. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика: Справочно-энциклопедическое издание. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с
7. Мартыненко О. В. Психологические аспекты формирования имиджа практического психолога // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / Под ред. А.В. Егоровой. – М.: Просвещение, 2009. – 95 с.
8. Ососков, В.П. Имидж профессии психолога как мотив профессионального выбора / В.П. Ососков, Е.Б. Перелыгина, В.В. Фадеев // Мир психологии. - 2003. - N 4. - С. 151-159.
9. Платаш Е.Ф. О соотношении понятий «образ» и «имидж» профессии // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2010. – № 8
10. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. 2-е изд./ Почепцов Г.Г. - М.: «Рефл-бук»; Киев: «Ваклер», 2004. - 576 с.
11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
12. Черепанова В.Н. Курс лекций по имиджелогии: Учебное пособие.-Тюмень: ТюмГНГУ, 2002.- 61с.

Ирина Вячеславовна Шехтман,

педагог-психолог

ОБРАЗ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КАК ОСНОВА ЕГО ИМИДЖА

"Изучайте себя и – самое главное – хорошенько подмечайте,

в чем природа предназначила вам отличиться". Г.У. Лонгфелло

Существует ли имидж педагога-психолога? Мало кто из психологов задается этим вопросом. Во-первых, потому что не все считают это важным для своей профессиональной деятельности, во-вторых, потому что не обучены этому. А между тем понятие image прочно вошло в словарь современного делового человека и стало определяющим фактором его профессионального успеха.

Несмотря на то, что практическая психология образования в нашей стране существует с 1988 года, в сознании людей образ педагога-психолога представлен нечетко, что не способствует формированию его имиджа в сознании потребителей его услуг. Однако необходимость формирования такого образа не вызывает сомнений и этот образ должен быть адекватным с учетом желаний и представлений об имидже педагога-психолога его аудитории с одной стороны и требований, предъявляемых к нему профессией с другой. Имиджевая компетентность относиться к профессионально-значимым качествам личности педагога-психолога и важной составляющей его психологической культуры, позволяющая достойным образом выстраивать отношение к себе, к своей профессиональной деятельности.

Существует много разных определений психологической службы и психологической работы, но единого, общепризнанного нет. Это свидетельствует о сложности самого явления психологической службы образования, которая, несмотря на свою историю, представляет собой всё ещё молодую и интенсивно развивающуюся практическую ветвь психологической науки.

Как и каждая наука, практическая психология образования создает свою практику на основе интеграции знаний многих наук и отвечает за результаты своей практики, обеспечивая содержание профессиональной подготовки специалистов, работающих в этой практике.

Стало очевидным, что одним из просчетов при создании основ практической психологии является отсутствие контекста общей и психологической культуры при разработке всех ее компонентов. Психологи в большей степени вносят в общественную практику техники, приемы, методы работы с людьми и в меньшей степени реализуют культурно-нравственный потенциал своей науки. Быть может, именно это объясняет тот факт, что, к сожалению, сейчас в нашем обществе в большей мере востребованы психологические знания, нежели психологическая культура, которая является составляющей ещё более широкого понятия «имидж личности».

Ключевой фигурой психологической работы в учебном заведении выступает соответствующим образом подготовленный специалист – психолог. Ценностное отношение к своей профессии, стремление к формированию собственной имиджевой компетенции, т. е. способности и готовности самостоятельно и успешно решать поставленные задачи, выступают важнейшими факторами повышения профессиональной компетентности педагога-психолога. Только наличие профессиональных знаний и умений не обеспечивает достижения высокого уровня успешности в избранной сфере деятельности. Необходимо умение располагать к себе людей, а, значит, заботиться о своем имидже. К сожалению, далеко не все психологи учитывают этот факт, тогда как имидж имеет прямое отношение к профессиональной компетентности личности, профессионального мастерства.

Имидж – это социально-желательный образ, т.е. человек должен обладать высокими профессиональными качествами и принятыми личными свойствами. Современное понятие имиджа включает в себя, в том числе наиболее эффектную подачу сообщения о себе, которая позволяет скрыть некоторые особенности человека. Порой публичная презентация отличается от внутреннего «Я» профессионала.

Остановимся подробнее на том, какое значение имеет имидж в работе профессионального психолога. Во-первых, имидж профессионала несёт определенное сообщение о личности окружающим. Во-вторых, он воздействует и на самого субъекта, участвуя в формировании стойкого представления об уникальности собственной личности.

Результаты исследований показывают, что информация о профессиональном образе складывается у целевой аудитории путем синтеза получаемой информации от органов чувств приблизительно в такой пропорции:

Зрение- 75%;

Слух- 13%;

Прикосновение- 6%;

Запах- 6%.

Подсознательные сообщения проходят преимущественно через визуальный канал, но не менее важны и другие каналы восприятия. Рассмотрим структуру имиджа.

1. Зеркальный имидж личности - представления людей относительно личностных характеристик данного человека, которыми, по их мнению, он обладает.

2. Имидж целевой аудитории - представления о личности про стиль жизни, общественному статусу и некоторых личностных (психологических) характеристиках его окружения. (Короля играет свита).

3. Внутренний имидж личности - представления человека о самом себе. Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самовосприятия. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются психологическая культура, установки, ценностные ориентации, психологические характеристики личности.

4. Визуальный имидж - представления о личности, основанием которых являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через визуальный канал:

Невербальные проявления (позы, мимика, пантомимика);

Ухоженность (волосы, кожа, руки и т. д.);

Физические данные;

Индивидуальный стиль в одежде;

Манеры (воспитанность);

Знание этикета;

Осанка;

Искусство контакта взглядом.

5. Аудиальный имидж - представления о личности, основанием которых являются слуховые ощущения, фиксирующие информацию, полученную через аудиальный канал:

6. Кинестетический имидж - представления о личности, основанием которых являются осязательные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через кинестетический канал:

Психологическое пространство;
- физический контакт (рукопожатие).

7. Обонятельный имидж - представления о личности, основанием которых являются обонятельные ощущения, фиксирующие информацию, полученную через обонятельный канал, т. е. запахи (использование духов, дезодорантов, естественные запахи).

Профессиональный имидж практического психолога - это собирательный, обобщенный образ, раскрывающий наиболее характерные для психолога образования черты. Его составляющими являются:

Профессиональная компетентность;

Психологическая культура (коммуникабельность, доброжелательность, развитость вербальной сферы, ненавязчивая энергичность, умение оказывать воздействие на различные психотипы людей, держать дистанцию, нормативность речи, умение вызывать интерес, нравиться, социально-психологические характеристики профессионала);

Социально-демографические и физические данные (возраст, пол, уровень образования);

Визуальный имидж (стиль в одежде, в аксессуарах, прическа, украшения, май – кап).

Формируя свой имидж, профессиональному психологу, работающему в системе образования, недостаточно знать, что ему следует изменить в своем облике, когда и что ему надевать. Важными моментами в технологии самоимиджирования, на наш взгляд, являются:

Целостность восприятия собственного образа;

Адекватная самооценка;

Знание особенностей своего характера.

Считается, что, для того чтобы иметь успех в выполнении своей профессиональной роли, нужно обязательно соответствовать этой роли внешне, обладать убедительным имиджем («да, она настоящий бухгалтер», «это действительно отличный секретарь-референт», «она прирожденный работник сервиса» и т. п.). И многие думают, что имидж необходим только политикам и бизнесменам, менеджерам, общественным деятелям. Это неверно. Долгие годы психологи игнорировали вопрос обеспечения профессионального имиджа. Как известно: «Свято место – пусто не бывает». Если сами психологи не занимаются вопросами создания имиджа - это сделали другие.

Возможно, на просторах интернета вы встречали статью Ирины Романенко «Тыжпсихолог?». Именно такое волшебное слово, где все буквы написаны слитно.

Это и есть та фраза, которая многих моих коллег вводит в тупик, от которой они теряют дар речи. Некоторые, и я в том числе, иногда скрывают свое образование и подготовку,чтобы ее не слышать. Эта заметка получила массу откликов. В продолжение темы появилась целая серия рисунков, на которых обыгрывается образ психолога. На слайдах – только малая часть того, что может узнать психолог о собственном восприятии образа себя другими людьми. Это ещё раз подтверждает закон пустоты: «Пустота всегда должна быть заполнена». Пусть с иронией, но соглашусь с предложением автора статьи, что на каждом факультете психологии необходимо организовать отделение, которое будет заниматься подготовкой особых специалистов - «тыжпсихологов» дабы они постепенно вытесняли бы всяких недоучек и лентяев из сферы психологии, и, наконец, примирили бы её с обывателями. Начинающий психолог должен знать, что потенциальные потребители его услуг убеждены, что:

1. Тыжпсихолог - знаток человеческой натуры. Он настолько проницателен, что способен читать мысли. В том числе и тех людей, которых вообще никогда не видел. Меня в ступор вводит фраза людей, которых я вижу первый раз в жизни: "Ну, расскажи обо мне". PS. Ятожпсихолог.

2) Тыжпсихолог знает самый лучший способ решения любой проблемы, связанной с любым человеком. А главное, вам этот способ обязательно понравится.

3) Тыжпсихолог может убедить кого угодно в чем угодно.

4) И неудивительно, что тыжпсихологов стоит бояться. С ними вообще надо пожестче. Следует его осадить, подловить на некомпетентности, показать, что он, человек без диплома, лучше разбирается в людской психологии. Знакомо..?

5) Тыжпсихологи все поголовно счастливы, всеми обожаемы и успешны. Особенно в личной жизни. Они вообще ни в чем не нуждаются для себя, им осталось только облагодетельствовать всё человечество. В этом их предназначение. И этим надо пользоваться: занимать время, пить энергию…

Не буду задевать все «больные темы» психолога, связанные с профессиональной деятельностью. Важно осознать, что проблема имиджа имеет особое значение, так как имидж «программирует» определенное отношение к его носителю со стороны окружающих, создаёт установку клиента в процессе психологического консультирования. Для того чтобы определить структурно-содержательное наполнение образа психолога в восприятии клиентов следует осуществлять учет их половозрастных, гендерных, социально-статусных, личностных, профессиональных, региональных и этнических особенностей реципиэнтов. Таким образом, технология формирования имиджа психолога основывается, прежде всего, на понимании сущности феномена имиджа, на учете особенностей внешнего облика, индивидуально-психологических особенностей, особенностей профессионального общения и деятельности, предметной среды, целевой аудитории, формирования доверия.

Моей задачей не является убедить вас, что без тщательно созданного имиджа психолог не будет успешным в выполнении своих профессиональных обязанностей. Имидж – это только символ, информирующий окружающих о социальном статусе индивида, его профессиональной принадлежности, характере, темпераменте, финансовых возможностях, вкусе и даже семейном положении. Это ценности человека, его установки, знания, умения. Однако, чем точнее он создает свой образ, тем меньше сил и времени ему нужно для нахождения общего языка с другими людьми. Имидж "программирует" определенное отношение к его носителю со стороны окружающих, которое впоследствии изменить будет достаточно сложно.

Используемая литература:

1. Бозаджиев В. Л. - «Имидж психолога» (2009).

2. Бозаджиев В. Л. «Психолог: профессия и личность» (2011).

3. Бозаджиев В. Л. «Имидж педагога» (2004).

4. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие / Е.Б. Перелыгина. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.

5. Ушаков Б.Г. Имидж как социально-психологическая проблема. - Екатеринбург, 1995.

Интернет-источники:

http://www.pcnp.ru/sotrud/romanenko.shtml . [email protected]

Имидж психолога как компонент его профессиональной компетентности. О.О.Елисеева. (Москва).


Правительство Российской Федерации

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Факультет психологии

Кафедра общей и экспериментальной психологии

ЭССЕ

по дисциплине «Общая психология»

Образ психолога в массовом сознании

Студентка группы № 181

Латыпова Алина Дамировна

Проверила

Кузнецова Мария Дмитриевна

Москва 2012

Введение

«Психолог, представленный на вечеринке, сразу оказывается предметом повышенного внимания и веселья, способных вызвать даже некоторую неловкость» .

На дне первокурсника в парке имени Горького ведущий на сцене перечислял факультеты НИУ ВШЭ, и студенты должны были откликаться, когда звучало название их факультетов. Когда настала очередь факультета психологии, ведущий заговорил таинственным голосом и совершил странный жест рукой, который, как мне показалось, символизировал неопределенность, непонятность.

Почему он это сделал? Кем он считает психологов

Я неоднократно становилась свидетельницей ситуаций, в которых, когда заходила речь о психологах, люди принимали совершенно комический таинственный вид, округляли глаза, переглядывались, давясь усмешками и произнося слово "псих". Что это все значит? Какими люди представляют психологов?

В фильмах, телесериалах, в популярной литературе также имеет место множество событий, в которых, с появлением психолога, люди начинают вести себя неестественно. С чем это связано?

Именно на эти вопросы я попытаюсь найти ответ, потому что в данный момент они являются в некоторой степени животрепещущими, так как мне, как первокурснице факультета психологии, чрезвычайно интересны причины подобного поведения и отношения.

Нередко я, озвучивая выбранную мной специальность, наблюдала множество различных реакций: мои собеседники удивленно округляли глаза и после вели себя сдержанно, другие же говорили: «О, скажи про меня что-нибудь, ты ж психолог!». Услышав подобное восклицание, я, обычно, растерянно молчу, потому как совершенно не знаю, что на это вообще можно ответить.

Как мне думается, сдержанность одних вызвана как раз таки мыслями о том, что психолог есть ни кто иной, как скрытый, таинственный манипулятор, который умеет дергать людей за ниточки душ, словно марионеток. Вторые же, скорее всего, убеждены в том, что психолог очень хорошо разбирается в людях и по каким-либо внешним признакам может определить личностные черты, разгадать «тайну души», понять, кем человек на самом деле является. К тому же, огромное количество фильмов и сериалов о психологах влияют на мнение масс, как-то сериал «Теория лжи», главный герой которого списан с Пола Экмана - известного тем, что занимается изучением того, как ложь отражается на поведении человека. Насколько мне известно, учение Пола Экмана не является вполне научным, и, тем более, определять лжецов по мимике на факультете психологии не учат. Впрочем, как не учат и никаким невероятным техникам манипулирования .

Я спросила своих знакомых о том, кем они считают психологов, почитала мнения людей на форумах в Интернете, на проекте Ответы (mail.ru) и определила, что мнения людей расходятся на несколько основных русел.

Психолог - это циничный манипулятор, который видит людей насквозь

образ психолог стереотип сознание

Некоторые полагают, что психологов учат «тайным знаниям», они знают механизмы всех человеческих чувств и умеют ими управлять, по невербальным признакам могут определить, что человек думает, что он из себя представляет и что испытывает. Такой психолог может незаметно заставить людей делать то, что ему нужно, он оказывает влияние, умеет «убеждать». Такие люди - хорошие бизнесмены, которые создают новые учения, религии и даже «секты». Не получившие психологического образования и не имеющие к психологии никакого отношения люди легко могут стать жертвами подобных «психологов», которые зарабатывают огромные суммы обманом.

Конечно, существуют деятели, которые, получив более или менее сносное психологическое образование, придумывают новые учения, пишут пособия о том, «как разбогатеть/поумнеть/стать успешным/исполнить все желания/научиться манипулировать за короткий срок», но, как мне кажется, все эти псевдоучения - «вода», бессмысленное и беспощадное отравление мозга читателей, и если они считают все это полезным и действенным, а авторов-психологов влиятельными и компетентными людьми, то это лишь следствие их (читателей) собственной неразумности .

Психолог - это понимающий человек, который всегда выслушает и поможет, "которому можно выплакаться". К нему можно обратиться за советом, он поможет, «направит на путь истинный». Психолог знает ответы на все вопросы, он способен разрешить любую проблему, в то время как у него самого проблем нет, иначе какой он профессионал? Он обладает чудодейственными методами разрешения сложных ситуаций и за одну консультацию может помочь вновь обрести утерянную гармонию в душе. Более того, у него нет личной жизни, он весь на службе у людей, посвящает себя им и только им.

Такая точка зрения, возможно, выраженная мною немного гротескно, но зато ярко и понятно, кажется мне наивнейшей. Психолог - это тоже человек! У него есть личная жизни . И наличие у него собственных проблем вполне нормально, это как если бы стоматолог, у которого заболел зуб, был признан некомпетентным - нелогично, абсурдно!

Психолог наклеивает «ярлыки»

Также существует мнение о том, что психологи занимаются типизацией людей, наклеиванием "ярлыков". Различные классификации, тесты на определение типа темперамента, соционика и т.д. создают впечатление, будто психологи занимаются исключительно систематикой человеческих психических свойств.

Как мне кажется, все это условно и относительно. Никакая типология не является абсолютно истинной, а каждый человек, в свою очередь, уникален.

И еще одна довольно-таки интересная точка зрения: психологи - это «в основном больные люди». Очень часто, читая форумы и обсуждения в Интернете, я сталкивалась с подобным мнением. Именно словосочетание «больные люди» то и дело мне встречалось. Также мне хотелось бы привести некоторые цитаты: «больные люди, которые из-за своей болезни не могут никак по иному зарабатывать деньги кроме как шевелить палкой в проблемах других людей», «люди с проблемами, но удачно их скрывающие..», «больные люди, немного поправившие свою психику медитативными практиками» .

Общеизвестен факт, что многие студенты идут учиться на психологов для того, чтобы разобраться в самих себе, суметь найти решение и объяснение своим проблемам. Но мне совершенно не ясна причина, по которой большое количество людей считает психологов психически нездоровыми. Более того, существуют совершенно абсурдные «сентенции», в которых психологов называют шаманами, волшебниками и экстрасенсами ! У меня не выходит из головы фотография таблички у церкви, где написано: «Церковные свечи запрещается продавать лицам, обращающимся к служителям темных сил, т.е. колдунам, магам, экстрасенсам, чародеям и психотерапевтам». Осмысленное объяснение данному феномену я дать не могу.

Фрейд

У многих образ психолога ассоциируется с известным основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом. Знания трудов З. Фрейда у большинства людей поверхностны, неглубоки, они впитывают информацию, которая «витает в воздухе», из анекдотов, разнообразных историй; более того, многие знают о нем только два слова: «теория» и «сексуальность». Все это перемешивается, сливается с образом психолога и создает невообразимо искаженное мнение о психологах, которое проявляется в неприличных шуточках, смешках или же наоборот - яростное возмущение. Видимо, им кажется, что психологи какие-то извращенцы, которые ставят людей на одну ступень с животными.

К счастью, мне случалось встречать адекватные, соответствующие действительности предположения о том, кем являются психологи. Но, все же, большое число людей не видят разницы между психологом и психотерапевтом, полагая, что психолог тот же врач. Бытует мнение о том, что психологи лечат, имеют право выписывать лекарства, определяют диагнозы.

Отсюда вытекает еще один миф, который можно выразить вот в таком вопросе: «Что я больной что ли, чтобы к психологам ходить?» . Во многом из-за этого стереотипа о том, что к психологам ходят исключительно психически нездоровые, люди прибегают к, например, алкоголю или обращаются к друзьям, которые вполне могут оказаться несведущими в той или иной ситуации; хотя разумнее было бы проконсультироваться у психолога.

Также, очень хотелось бы привести пример из моего личного опыта (и, как мне кажется, опыта каждого студента факультета психологии): некоторые знакомые (относящиеся к неосведомленным) порой произносят поразительное: «Скажи обо мне что-нибудь, ты ж психолог!». Очень наивно и опрометчиво говорить это студентам, которые еще не получили полного высшего образования и опыта; то бишь, если такому студенту хватит неразумности сказать что-нибудь необоснованное или резкое, то велика вероятность того, что это не будет соответствовать правде или даже ранит спрашивающего человека, отпечатается в его душе и очень долго будет расстраивать его, может быть даже натолкнет на какие-то необдуманные поступки, изменения, многих довольно легко ранить или «задеть» словом .

«Так кто же такой психолог? Это специалист. Это человек, который может профессиональным оком взглянуть на вашу проблему и помочь найти решение. Это проводник, который несет фонарь, пока вы не выйдите на свет» .

Мне очень нравится это определение, во многом из-за слова «помочь», так как психолог не ищет сам решения, не предлагает готовое, а лишь помогает найти его.

Заключение

На самом деле, исследуя мнения о том, кем являются психологи, сталкиваясь с несоответствием реального образа психолога с представлениями о нем, я от души посмеялась. Невозможно без смеха читать про «шаманов» и «служителей темных сил», но, с другой стороны, чрезвычайно печальна такая некомпетентность.

Люди не знают, кто такие психологи, строят нелепые предположения, основанные на невнятных слухах, вместо того, чтобы просто взять и хотя бы почитать Википедию.

Искаженные образ психолога в массовом сознании часто отталкивает людей от психологов, то есть при возникновении проблемы, с которой стоит обратиться к психологу, люди этого не делают ввиду каких-то стереотипов.

Мне остается только посочувствовать незнающим и пожелать быть более любознательными и менее подверженными влиянию мнения обывателей.

Список используемой литературы

Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива/ Пер. с англ. О.А. Оберемко под ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект-Пресс, 1996.

Василькина Ю., Кто такой психолог? - 2011. [Электронный ресурс]. URL: <#"justify">Шадриков В.Д., Мир внутренней жизни человека. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. - 392 с.: ил.

Шанс А., Мифы о психологах, или кто такой психолог? - 2012. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 15.11.2012)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИМИДЖ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА в системе сопровождения образовательного процесса в детском дошкольном учреждении или Жизнь в ДОУ

ИМИДЖ Это красивое загадочное слово появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского языка «имидж» – это искусственный целенаправленный образ, слагаемый из многих факторов.

Искусственный

Целенаправленный

Направленный на кого?

ЦЕЛЬ создания образа

Чаще всего цель формирования имиджа – это доброжелательно настроить к себе других людей

Подсмотрено на сайтах Обсуждение: «Каким должен быть психолог?»

Психолог должен прежде всего производить впечатление проницательности.

психолог.... обычный человек))) обладающий специали - зированными знаниями... пусть хоть в трусах ходит)))

Психолог мужчина-декоративный. Женщина-серая мышка, что бы не вызывала ревности

Мужчина а-ля астролог, творческая личность и чтобы веселил....

Если психолог сам психованный, то будет тока отталкивать... И если манера разговора истеричная - кому понравится такой...

желательно не в 20-25 - это несерьезно.. Жизненный опыт в таких профессиях необходим..

Вот сижу..думаю-думаю...да мне все равно, как он(а) будет выглядеть, главное чтобы мне помогли решить проблемы. А ежели пИсИхолУх проявляет грубость или еще чего, то может оно так и надо.

Психолог, по-моему, он должен быть просто харизматичным: , чтоб располагал к себе, вызывал доверие. И не важно, в чём он одет: в белый халат или приятные глазу пастэльные тона. Вообще мне очень нравится выражение: " чем мудрее человек, тем легче он относится к жизни" . Вот этот внутренний настрой очень чувствуется.

Педагог-психолог В детском дошкольном образовательном учреждении

В современной ситуации развития дошкольного образования возникает необходимость в организации сопровождения образовательного процесса. Рационально организованное взаимодействие педагога-психо­лога с участниками образовательных отношений в дошкольной организации повышает эффективность образовательной работы с детьми. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, создание необходимых условий для психического развития и становления личности каждого ребенка обеспечивает наиболее продуктивный характер образовательной деятельности. До­школьному учреждению необходима такая модель работы психо­лога, которая будет способствовать повышению психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Взаимодействуя с руководителем ДОУ, педагог-психолог ока­зывает психологическую поддержку новым ра­ботникам коллектива во время их адаптации, принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов, проводит индивидуальное психологическое консультирование, участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей. При необходимости рекомендует ад­министрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК, обеспечивает психологическую безопасность всех участ­ников воспитательно -образовательного процесса.

10Я педагога-психолога

10 я-моей профессии Я-консультант Я- организатор Я-артист Я-диагност Я- проектировщик Я-эксперт Я-посредник Я-союзник Я -помощник Я-разработчик

Я затейник - я психолог! И физрук, и культуролог, Диагност, эксперт, стилист, К онцертмейстер и артист, Консультант и хореограф Летописец и фотограф…

Стереотипы восприятия 1) психолог это человек с богатым жизненным опытом, умеющий любому на свете человеку втереться в доверие и добиться от него желаемого. Причем плавно и незаметно, в кратчайшие сроки. 2) психолог должен быть сдержанным в повседневной жизни и не должен нервничать по пустякам (пустяки это то, что кажется пустяками тем людям которые его окружают) 3) психолог = психиатр 4 . Психолог должен читать мысли и предугадывать чувства/реакции других людей, даже если они такого от самих себя не ожидали. 5. В жизни личной психолог должен отрегулировать всё по высшему разряду: идеальный брак, безупречно воспитанные дети, миллион друзей, отличная работа, прекрасный сон/аппетит/настроение круглый год независимо от обстоятельств.

Восприятие профессионального образа Результаты исследований показывают, что информация о профессиональном образе получается целевой аудиторией в процессе синтеза их чувств приблизительно в такой пропорции: зрение - 75%; слух - 13% прикосновение - 6%; запах - 6%.

Профессиональный имидж педагога- психолога - это собирательный, обобщенный образ, раскрывающий наиболее характерные для него черты. Его составляющими являются: - профессиональная компетентность; - психологическая культура (коммуникабельность, доброжелательность, развитость вербальной сферы, ненавязчивая энергичность, умение оказывать воздействие на различные психотипы людей, держать дистанцию, нормативность речи, умение вызывать интерес, нравиться, социально-психологические характеристики профессионала); - социально-демографические и физические данные (возраст, пол, уровень образования, наличие / отсутствие физических дефектов); - визуальный имидж (стиль в одежде, в аксессуарах, аккуратная прическа, ограничения в использовании украшений и косметики).

Формируя свой имидж, профессиональному психологу, работающему в системе образования, недостаточно знать, что ему следует изменить в своем облике, когда и что ему надевать. Важными моментами в технологии самоимиджирования являются: - целостность восприятия собственного образа; - адекватная самооценка; - знание особенностей своего характера.

пять взаимосвязанных этапов формирования имиджа: первый этап - изучение своих индивидуально-психологических особенностей; второй этап - изучение своих физических данных; третий этап - определение важных личностно-деловых качеств, необходимых для исполнения роли (в частности, профессиональной); четвертый этап - индивидуальный подбор средств и атрибутов имиджа с учетом полученных знаний в результате прохождения предыдущих этапов; пятый этап - «прокатка» имиджа в реальных условиях.


Выступление на августовской конференции

Психолога Высшей категории ШГ № 32

Магистра педагогики и психологии

Абрамовой Ольги Александровны

«Имидж психолога в образовании»

ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ
Требования к личности педагога-психолога.

Психолог как специалист в системе образования.

Модель профессиональной деятельности педагога-психолога.

Взаимодействие психолога и педагогов в совместной деятельности.


Не каждый человек пригоден для работы с людьми. Как представитель одной из «помогающих», человековедческих профессий психолог имеет дело с личностью, обладающей психической реальностью; в то же время он и сам ею обладает.

На практике это означает, что любой клиент психолога может влиять на него своими личностными качествами, передавать свои состояния, вовлекать в орбиту своих проблем контрперенос.

Но и специалист, оказывающий помощь, обладая психической реальностью, может, а чаще всего должен оказывать воздействие, включая в работу различные стороны этой реальности перенос.

Эти взаимные воздействия могут быть как позитивными, так и негативными.

Задача специалиста заключается,

во-первых , в том, чтобы сохранить способность к сопротивлению в случаях негативного влияния, сохранить свой психологический статус-кво;

во-вторых , осуществлять культурную эмпатию в ситуациях позитивных воздействий.
Воздействие одной личности на другую – это влияние на сознание, волю, эмоции, через них – нас поведение и деятельность человека в целом.

Оно осуществляется с помощью различных психологических механизмов: убеждения, внушения, эмоционального заражения
Сила и модальность воздействия одного человека на другого опосредуются отношениями между ними: симпатией, антипатией, идентификацией, эмпатией. Если человек нам симпатичен, многие черты его личности привлекательны, притягательны для нас. Наше общение с ним строится прежде всего на доверии, все сказанное и сделанное им не верифицируется нашим сознанием, а принимается на веру. Со временем он превращается для нас в некую харизматическую личность, взгляды которой мы считаем правильными, к мнению которой мы готовы прислушиваться, а советы – выполнять.

И наоборот, с человеком, к которому в процессе общения возникает стойкая антипатия, трудно идентифицироваться. Это означает, что его советы и рекомендации будут подвергаться сомнению, покажутся непривлекательными и не будут выполняться.
Итак, для психолога как профессионала очень важна его личность, она является главным инструментом его профессиональной деятельности.

Между ним и клиентом нет посредника, поэтому столь велико значение его личностных параметров. Это влияние возрастает, если речь идет о работе с детьми.
Основным фактором, определяющим профессиональную пригодность психолога, является гуманистическая направленность его личности. На практике это проявляется как представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа, личностная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и социальной справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь. Важными личностными характеристикам психолога являются гармоничность

«Я-концепции», эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность.
Профессиональные знания и умения – это объективные характеристики труда социального педагога, а личностные особенности, установки и ценностные ориентации – ее субъективные характеристики.
В структуре личности психолога многие исследователи пытаются выделить определенные группы основных качеств.
В первую группу включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к познавательным процессам восприятию, памяти, мышлению, воображению; эмоционально-волевым процессам и психоэмоциональным состояниям сдержанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность, целеустремленность, настойчивость, решительность, активность и др..
Ко второй группе относятся такие психоаналитические качества, как самокритичность, адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу, саморегуляции, самоконтролю поведения.
Третья группа включает коммуникабельность, эмпатичность, визуальность внешняя привлекательность и красноречивость как способность внушать и убеждать.
Сопоставляя различные подходы, как и в любой другой профессии, в профессии психолога можно выделить
психологические критерии профессиональной пригодности, свидетельствующие о возможности человека овладеть данной профессиональной деятельностью:
высокий уровень интеллектуального развития;
здравый смысл, беглость и острота мышления;
хорошая саморегуляция, самодисциплина;
большая физическая выносливость, работоспособность;
способность вносить большие личностные вклады в других людей;
способность помогать людям в трудных ситуациях;
чувствительность и чуткость к человеку и его проблемам;
любовь и эмпатия по отношению к детям;
оптимистическое прогнозирование;
креативность – способность к творчеству.
Важным элементом профессионального общения психолога является техника подачи самого себя –
самопрезентация. Ее цели служит имидж человека, благодаря которому он создает у окружающих людей необходимое впечатление.

Требования к личности педагога-психолога

Имидж профессионала – это избирательное понятие. Это облик, форма жизнепроявления человека, благодаря которой проявляются сильнодействующие личностно-деловые качества Е.С. Яхонтова.

Имидж также выступает как общественное признание и оценочное отношение.
Основными мотивами самопрезентации являются: стремление к развитию отношений с людьми; самоутверждение личности; требования профессиональной деятельности. Для успеха имиджа необходимы его яркость, узнаваемость, соответствие ожиданиям социальной среды. Приоритетными характеристиками для имидж-составляющих педагога-психолога являются: человеческая привлекательность, личное обаяние, интеллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, позитивная модальность настроения, интерес к людям и их проблемам, уверенность в себе, оптимизм, активность, индивидуальный стиль деятельности и общения. Культура, эрудиция и профессионализм должны присутствовать в профессиональном имидже любого специалиста. Общественное мнение выделяет такие качества этого специалиста, как социабельность, аффилиация, эмпатия, социально-психологическая активность, дипломатичность, рефлексивность и ответственность.

Имидж формируется как сознательно, так и произвольно самим специалистом и его окружением.

Умелое представление в исключительно индивидуальной манере имидж-составляющих характеристик срабатывает

на профессиональное и личностное самоутверждение педагога-психолога.
Для имиджа психолога большое значение имеет нравственная оценка его личности. Безупречный имидж – это достояние нравственных людей, не отступающих от морального, корпоративного и правового кодексов поведения. Более того, сильные личности устанавливают для себя повышенные моральные требования. Занижение нравственных требований к себе – проявление слабости духа, ущербности личности.

Схема имидж-составляющих


Влияние интерьера на восприятие человека


Качество, стиль

Цветовое оформление

Пространственные характеристики


В целом успешность имиджа определяется единством стратегии и тактики личностного и профессионального в поведении специалиста. Психолог должен поддерживать высокие стандарты своего поведения.

Психолог как специалист в системе образования
Профессиональная деятельность является одним из факторов типизации образов мира, их большего или меньшего сходства у разных людей как субъектов труда.

К.М. Гуревич выделяет три типа профессий те, в которых каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности;

2) те, в которых далеко не каждый человек может достичь успеха;

3) профессии, которые предполагают необходимость достижения высших ступеней мастерства, т.е. доступные избранным.

Профессии третьего типа предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека. К ним, несомненно, относится профессия практического психолога образования. Более того, инструментом профессиональной деятельности психолога является собственная личность. Поэтому выбор данной профессии предполагает большую внутреннюю работу.

Человеку необходимо проанализировать свои личные ресурсы и требования профессии, осознать потенциальное несоответствие между первыми и вторыми и оценить возможность либо невозможность его коррекции.
Раскрывая роль психолога в обществе, Е.А. Климов так определяет его основные предназначения:
предоставление отдельным людям, группам, коллективам, сообществам и обществу в целом информации по воспитанию детей, самосовершенствованию, совершенствованию общего и профессионального образования, организации труда и отношений в трудовом коллективе, восстановлению, сохранению и укреплению психического здоровья и многое другое – области использования психологической информации столь разнообразны, сколь различны области человеческой деятельности; систематическая работа по повышению психологической грамотности и психологической культуры населения. Осуществление этой функции – необходимое условие признания психологии в обществе и, следовательно, возникновения потребности в психологическом обслуживании даже у лиц, которые еще не имеют опыта использования психологической информации.
Выделяют следующие
области использования психологической помощи в сфере образования:
психологическое и духовное развитие детей;
экзистенциальные и личностные проблемы подростков;
детско-родительские проблемы семьи;
помощь при психических и соматических заболеваниях;
психотерапия детского горя;
помощь детям и подросткам в кризисных и критических ситуациях;
школьное консультирование;
профессиональное консультирование.

Какой же психолог нужен современной школе?
1. Он должен иметь высокие общие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком и логиком.
2. Ему предстоит работать с людьми, поэтому необходимо быть общительным и контактным человеком, великодушным и легко формирующим коммуникативные группы, хорошо запоминать имена людей, быть любезным, тактичным и дипломатичным в общении.
3. Проводя совместные действия, он должен уметь подчинять интересы личности групповым интересам, быть совестливым, иметь развитое чувство долга и ответственности за другого человека, обладать эмпатией.
4. Ему важно быть эмоционально устойчивым, выдержанным, спокойно взвешивать реальную обстановку, быстро решать практические вопросы, смело экспериментировать.
Таким образом,
в требованиях к личности психолога выделяются четыре доминанты: интеллектуальность, социабельность, эмоциональная стабильность и практичность. Не совместимыми с профессией психолога считаются такие личностные проявления, как незрелость и невротичность личности, низкая сила «эго», комплекс неполноценности или превосходства.
Содержание деятельности психолога образования во многом определяется его
профессиональным статусом.
Наиболее благоприятной для профессионального становления представляется ситуация, когда специалист занимается своей работой практического психолога, ведет уроки психологии, этики и психологии семейной жизни, основы выбора профессии. Как психолог он видит педагогический процесс со стороны, и в данной ситуации наблюдается определенная настороженность по отношению к нему педагогов, объединенных профессионально-корпоративным духом. Как правило, методическая неподготовленность, отсутствие жизненного, педагогического и профессионального опыта, слабая ориентация в проблемах школьной жизни затрудняют адаптацию психолога в школьном коллективе.
Значительная доля работающих в образовании психологов - бывшие педагоги. При возвращении в педагогический коллектив в новом качестве такой специалист часто не умеет абстрагироваться от сложившихся ранее установок, позиций, типов отношений и соответствующих им социальных ожиданий. Большие личностные и статусные изменения, новый профессиональный язык и новые социально-психологические ориентации вступают в противоречие со сложившимися стереотипами. Некоторые пытаются доказать эффективность новых профессиональных позиций через личное участие в преподавании учебных предметов. Они упускают из виду тот факт, что состояние ролевой неопределенности мешает становлению в новом статусе, а также приводит к внутреннему конфликту и неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Совмещение должностей – трудное и часто непосильное дело для начинающих специалистов. Такие психологи, хотя и участвуют в анализе педагогического процесса, хорошо зная его «изнутри», делают это крайне редко и неохотно, так как в большей степени зависят от коллег и администрации. Они слабо и медленно входят в новую роль.

Профессиональные умения психолога – это его способность применять полученные профессиональные знания в своей деятельности. Их можно классифицировать следующим образом:
гностические (поиск, восприятие и отбор информации);
проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование);
конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств);
организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых);
коммуникативные (контактность, общение, взаимоотношения);
оценочные (восприятие и критический анализ действий субъектов педагогического процесса);
рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения).
Рассмотрим более подробно профессиональные умения педагога-психолога, отражающие специфику его деятельности.
Коммуникативные умения:
вступать в контакты с разными людьми;
устанавливать профессиональные отношения;
осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами;
сотрудничать, вступать в деловые контакты;
создавать атмосферу комфортности, доброжелательности;
вызывать доверие у клиентов, соучаствовать в решении их проблем;
соблюдать конфиденциальность в работе и такт;
побуждать человека к действию, творчеству, проявлению милосердия;
влиять на общение, отношения между людьми в микросоциуме;
правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.
Прикладные умения:
исследовательские – анализ, сбор, учет, обработка информации, подготовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка аннотаций, статей, докладов;
психолого-педагогические – анализ социальной ситуации развития ребенка, его психологических проблем, планирование, прогнозирование, формы и методы психологической помощи;
социально-психологические – психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и др.
Организаторские умения:
ставить конкретные задачи, направленные на решение проблем;
организовывать подопечных на их выполнение;
рационально организовывать свое рабочее время;
планировать этапы и средства деятельности;
планировать индивидуальную работу с клиентом;
организовывать отдельные виды психологической работы, выполнение программ и проектов;
определять нужды клиентов и помогать им найти соответствующие их потребностям службы;
выявлять и поддерживать полезную инициативу, создавать условия для ее реализации;
объединять людей на основе их общих интересов, духовной близости.
Аналитические умения:
изучать личность, ее микросоциум, ставить психологический диагноз;
анализировать конкретные жизненные ситуации клиента, предвидеть и предотвращать жизненные кризисы;
проектировать конечный результат профессиональной деятельности;
анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными, выдвигать новые задачи;
анализировать недостатки своей профессиональной деятельности;
анализировать опыт и практику работы специалистов психологической службы образования;
творчески перерабатывать необходимую информацию;
анализировать конкретную социальную ситуацию, причины и истоки проблем.
Педагогические умения:
обучать других искусству помогать людям, прикладным умениям и навыкам;
выявлять резервные возможности личности, открывать положительное в человеке и организовывать процесс его самопомощи;
обучать социальным повседневным жизненным навыкам;
стимулировать положительные проявления, гуманность, милосердие в поступках, поведении человека, в отношении к другим людям;
воздействовать на подопечного, группу средствами педагогической техники (речь, голос, жесты, ораторское мастерство);
передавать клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта;
излагать материал доступно, логично, образно, выразительно.
Умения саморегуляции:
контролировать свои эмоции в любой ситуации;
управлять своим настроением;
предъявлять к себе повышенную требовательность;
переносить большие нервно-психические нагрузки;
поступаться своими интересами ради интересов подопечного;
снимать психологическое напряжение.

Литература

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. – М., 1997.

2. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2000.

3. Немов Р. С. Психология. – М., 1995. - Кн. 2.

4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.

5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.

6. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.

7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.

8. Учимся общаться с ребенком / Сост. В. А. Петровский и др. – М., 1993.